Развитие ребенка
2 апреля – день, посвященный проблеме аутизма
4.6

2 апреля – день, посвященный проблеме аутизма

В 2007 году Организация Объединенных Наций выделила специальный день, посвященный людям с аутизмом, подчеркнув важность привлечения общественного внимания к проблеме. Сегодня мы расскажем последние новости медицинской науки, подскажем, где посетить семинары с участием международных экспертов и получить необходимые ответы на волнующие вопросы, а также предложим эффективные методы реабилитации детей-аутистов. И, конечно, послушаем мнение компетентных специалистов о возможных трудностях, окружающих проблему расстройств аутичного спектра.

Причины аутизма могут скрываться еще на этапе беременности

Причины развития расстройств аутичного спектра до сих пор точно не ясны. Но в исследованиях последних лет в области биохимии головного мозга утверждается, что особую роль в формировании когнитивных способностей, а также трудностей в общении, играет витамин Д (холекальциферол), называемый также в научных кругах «гормоном». Ученые новозеландской детской клиники выявили связь между серотонином, оказывающим влияние на социальное поведение и витамином Д. При недостаточном уровне последнего, количество серотонина также уменьшается, что сказывается на модели общения человека. Американские ученые выявили недостаточное количество витамина Д в крови у большинства жителей Соединенных Штатов. Ученые отмечают, падение уровня витамина совпадает по времени с увеличением количества случаев аутизма.

Доктор перинатального центра имени В.А. Алмазова (Санкт-Петербург) Елена Леонидовна Хазова занимается изучением вопросов, связанных с недостатком холекальциферола. Она утверждает, что истоки развития нарушений здоровья человека можно искать еще на этапе беременности. Поскольку система «мать-плод» функционирует как единое целое, дефицит необходимых веществ у матери может отразиться на развитии плода. Как известно, «витамин» Д образуется при воздействии солнечных лучей, а их количества большую часть года явно недостаточно. В некоторых случаях рекомендуется профилактический прием данного вещества в фиксированной дозировке, особенно в третьем триместре беременности. В любом случае, необходимо проконсультироваться с лечащим врачом.

shutterstock_363946421.jpg

Доступность информации о вопросах, окружающих аутичных детей

Необходимо помнить, что дети (да и повзрослевшие) аутисты по интеллектуальным и творческим способностям могут быть чрезвычайно развиты. Другое дело, вследствие затруднения контакта с ними это можно не сразу заметить. Но при обеспечении необходимых условий и определенной доле понимания и принятия ситуации, вам может открыться богатый внутренний мир такого ребенка.

Не последнюю роль в адаптации ребенка и формировании здоровой атмосферы в семье является информационное просвещение. Существуют многочисленные сайты, призванные помочь разобраться родителю с правовыми аспектами, где семьи могут пообщаться и обсудить насущные вопросы, а также задать вопрос специалисту – педагогу, юристу, врачу.

В Москве существуют специализированные центры, куда могут обратиться родители с детьми от 1,5 лет, поучаствовать в образовательных семинарах. Например, со 2 апреля 2016 года в подобном Центре «Наш солнечный мир» стартует проект, в котором еженедельно по субботам будут участвовать международные эксперты и ответят на все актуальные вопросы, касающиеся особенных деток. Получить опыт можно очно, посетив мероприятие (для чего следует предварительно свериться с расписанием на сайте), или, если вы проживаете не в Москве, – через интернет, следя за онлайн-трансляцией вебинара.

shutterstock_313342838.jpg

Новинки из области реабилитации

Хорошими результатами зарекомендовала себя программа «Лыжи мечты». Многочисленные отзывы родителей подтверждают эффективность тренировок на горных лыжах. Программа запущена на 17 курортах России, и в ней участвуют около 100 специально обученных инструкторов, а также помощников-волонтеров.

Что немаловажно, об успешности программы говорит и главный детский невролог Москвы, специалист по детской реабилитации министерства здравоохранения, Татьяна Тимофеевна Батышева. Она возглавляет центр психоневрологии, где активно ведутся исследования научного обоснования положительных результатов.

Идея поставить на горные лыжи людей с особенностями развития пришла из Соединенных Штатов, где к катанию на горных лыжах приучают практически всех пациентов: с детским церебральным параличом, имеющих ограничения движения (и протезные устройства), детей с аутизмом и даже детей-«бабочек» с буллезным эпидермолизом (редкая, орфанная болезнь).

Конечно, вопросы реабилитации следует обсуждать в индивидуальном порядке с врачом-психиатром, ведущим историю болезни ребенка.

Комментарии экспертов

Усик Мария Андреевна, психолог психологического центра «Индивидуализация», г. Санкт-Петербург

Аутизм в России является большой проблемой и окутан предрассудками и мифами. Сложности начинаются с определения и классификации. Нет ни одной однозначной причины возникновения аутизма. Много вопросов есть относительно терапии и реабилитации. Иногда психиатры низкой квалификации ставят детям с расстройством аутистического спектра диагноз «гиперактивность» или «задержка эмоционального развития». Также определенной проблемой в российской психиатрии является назначение медикаментозного лечения, и замена на диагноз «шизофрения» после 18 лет.

Раннее выявление заболевания дает возможность скорее начать поведенческую терапию с большими успехами и результатами. Хорошо, что сейчас начинают появляться альтернативные системы поддержки, некоммерческие благотворительные организации, происходит популяризация темы аутизма, благодаря чему родители особенных детей и взрослые с неустановленным диагнозом находят поддержку и помощь.

Сергей Ланг, психолог, специалист в области семейных отношений, детской психологии.jpgСергей Ланг, психолог, специалист в области семейных отношений и детской психологии

Ежегодно 2 апреля под эгидой ООН проводится Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Традиционно к этому дню проводятся различные мероприятия, которые призваны обратить внимание общественности к данной теме. Я поддерживаю инициативу ООН и считаю, что говорить о проблеме аутизма нужно как можно чаще.

В обществе полно стереотипов. На самом деле, дети с этим заболеванием нуждаются не только в лечении, но и в повышенном внимании со стороны каждого взрослого человека. Многие из этих социально неадаптированных детей очень талантливы в совершенно различных областях. Ученые пока не нашли способов полностью излечивать пациентов от аутизма. Но есть множество примеров того, как при квалифицированной помощи и поддержке родителей, врачей, неравнодушных людей можно добиться того, что у ребенка появятся навыки социального взаимодействия, общения и оказания себе минимальной помощи. Некоторым детям удается достичь успеха, и они при достижении совершеннолетия становятся относительно самостоятельными. Таких примеров немного, но они есть, и это путь к успеху в решении данного вопроса.

Самым важным в вопросе лечения остается, как и прежде, ранняя диагностика заболевания. Я призываю родителей быть более внимательными к поведению своих малышей: задержка в речевом развитии, нежелание общаться, боязнь телесного контакта, стремление к порядку и наличие одних и тех же повторяющихся действий должны настораживать и стать поводом показать ребенка специалисту. Ведь выявление заболевания на ранней стадии, до двух лет, поможет внести в поведение ребенка изменения, помочь ему справиться с некоторыми трудностями.

Хочется отметить, что в последние годы возникло целое движение, своеобразная культура аутичных людей, представители которого позиционируют аутизм не как болезнь, а скорее как альтернативное состояние поведения и мышления. И я полностью согласен с этим движением: аутисты не больные люди, с которыми нельзя общаться, которых следует избегать. Это другие по своему мировосприятию и мироощущению люди, им просто нужна помощь и заботливое отношение со стороны всего общества.

Юлия Жихарева, психолог детской клиники МЕДСИ на ПироговскойЮлия Жихарева, психолог детской клиники МЕДСИ на Пироговской

Ранний детский аутизм — это нарушение коммуникативной способности ребёнка при сохранном интеллекте. В раннем возрасте это часто проявляется в виде задержек речевого и/или психического развития в сочетании с разными «странными привычками» — стереотипизацией поведения (раскачивание, лизание, кручение и т. п.). Появляются так называемые болезненные ритуалы, приверженность к определенной последовательности действий, неизменному порядку, определенным вещам в окружении ребенка. Нарушения социального взаимодействия при раннем аутизме становятся наиболее заметны в возрасте 5 лет и характеризуются отсутствием у ребенка способности строить прямые коммуникации с собеседником, смотреть ему в глаза, участвовать в совместных играх со сверстниками, отсутствием социальных привязанностей.

В дошкольном возрасте дети с аутизмом могут неожиданно заговорить целыми предложениями, резко, быстро научиться читать и/или считать. Выполнение инструкций, заданий, просьб взрослого часто игнорируются, ребёнок следует только собственным побуждениям, которые часто носят «ритуальный» характер, характерна приверженность однообразным действиям. Неожиданно у детей с ранним детским аутизмом могут выявляться сверхспособности в некоторых областях деятельности или знаний (память, математика и т. д.).

Среди причин возникновения заболевания выделяют генетические нарушения; есть тератогенная теория, согласно которой аутизм связан с экзогенными факторами, неблагоприятным влиянием внешней среды на организм женщины в первом триместре беременности (стресс, алкоголь, никотин, лекарственные вещества и т. д.). Есть и другие альтернативные теории, которые в настоящее время вызывают немало споров.

Основная задача в реабилитации и коррекции детей с аутизмом: не дать им полностью уйти в «свой мир», постепенно адаптировать их, развивать коммуникативные и социальные навыки, найти им то место для деятельности, где они смогут продуктивно и максимально комфортно работать в «своём» темпе, ритме, графике.


Неврологгия. Национальное руководство. / Под ред. Е.И. Гусева, А.Н. Коновалова, А.Б. Гехт. - 2014

Общая психология / Маклаков А.Г.. - 2008