Развитие ребенка
Стартовал интеллектуальный марафон «Письма Победы»
4.6

Стартовал интеллектуальный марафон «Письма Победы»

С 7 по 21 апреля проводится всероссийский конкурс «Письма Победы». Организаторы предлагают перечитать сохранившиеся в семье письма с фронта или найти наиболее впечатлившие телеграммы и написать свой ответ из настоящего, 2016 года. Торжественное награждение победителей по итогам конкурса будет проводится в Совете Федерации ФС РФ.

О том, какие еще возможности для развития талантов могут представить интернет-ресурсы, расскажет участница проекта, студентка факультета журналистики ИГУМО Екатерина Кудрявцева.

Развиваем таланты в режиме онлайн

Н.В. Гоголь писал, что человек с рождения обладает огромным потенциалом, но не всегда обстоятельства и социальная среда позволяют раскрыться всем талантам, которые изначально заложены в ребёнке. О том, что каждый человек имеет множество скрытых возможностей, говорят и психологи. Какое счастье, когда способности незаурядного ребёнка уже в детстве отмечают профессионалы, помогают им развиваться и направляют всю энергию юного дарования на достижение высоких результатов. Но как же заметить эти способности в ребёнке? И как развить заложенный в нём талант?

Наблюдение за интересами и способностями ребенка — ключ к успеху

Наблюдение за интересами и способностями ребенка — ключ к успеху

Конечно, в первую очередь нужно наблюдать за всеми увлечениями детей, быть максимально внимательными к их занятиям, поддерживать любые начинания. Важно учитывать также отношение ребёнка к своему хобби, его подход к делу. Ведь если он любит рисовать, но не прикладывает стараний для получения желаемого результата или бросает работу на половине пути, значит, увлечение может быть временным и несерьёзным. Уроки в художественной школе больше заинтересуют усидчивых, трудолюбивых, креативных личностей, у которых развита фантазия и неординарное восприятие мира. Кроме того, нужно проявлять повышенное внимание не только к увлечённости детей каким-либо занятием, но также их способностям в различных областях. Если вы заметили, что ребёнок имеет хорошее чувство ритма, замечательно двигается и обладает пластичностью, то в танцевальном ансамбле он определённо добьётся успехов. А музыкальные способности и актёрские навыки легко обнаружить на школьных праздниках, где дети зачастую перевоплощаются в героев сказок, ставят спектакли, показывают сценки и исполняют песни.   

Если же ребёнок не проявляет особый интерес к какому-либо делу, обратите внимание на выполнение школьных заданий и его речь. Например, при пересказе сюжета книги он может удачно подбирать слова для описания событий и характеров героев, грамотно строить предложения, использовать необычные сравнения и другие образные средства языка. Всё это, возможно, говорит о врождённом писательском таланте и литературном чутье. Но для того, чтобы ребёнок развивался в этом направлении, необходимо вызвать у него интерес к чтению и написанию текстов. Попробуйте вместе с ним прописать сценарий проведения любого праздника или предложить выпустить домашнюю газету.

Возможности интернет-пространства: олимпиады и конкурсы

Успехи в учёбе также помогут выявить талант у детей. Хорошая память, самостоятельность мышления, любознательность, способность к глубоким рассуждениям, наблюдательность и сообразительность — качества, присущие ребёнку с незаурядным интеллектом. Для развития умственных способностей необходимо создать благоприятные условия: посещение музеев, интересных мастер-классов, участие в олимпиадах, викторинах и различных интеллектуальных эстафетах.

Ребёнок может и самостоятельно развить свои таланты в интернет-пространстве. Например, принять участие в социально-значимом проекте «Одарённые дети», который был создан совместными усилиями студентов и преподавателей ИГУМО. Портал предоставляет возможность участия в бесплатных профессионально-ориентированных конкурсах, а также огромную площадку для творчества, реализации способностей, общения с единомышленниками. Здесь дети могут развиваться не только во время подготовки к конкурсам, а ежедневно, в режиме онлайн.

Интеллектуальные дебаты — кто сказал, что это не детское дело?

Интеллектуальные дебаты — кто сказал, что это не детское дело?

Отправив работы и ожидая результатов, они принимают активное участие в жизни портала: публикуют свои эссе, заметки, фотографии и рисунки; обсуждают их с другими участниками; размышляют об искусстве, науке, образовании; задумываются о проблемах современности; делятся знаниями, мнениями и приобретенным опытом. При этом в обсуждениях серьёзных вопросов и даже философских тем принимают участие дети абсолютно разных возрастов. А самые активные и талантливые ребята, чьи публикации заинтересовали большинство пользователей и стали самыми обсуждаемыми, поощряются ДАРами (внутренней валютой), которые можно обменять на приятные подарки.

Кроме того, актуальные и оригинальные блоги попадают в рейтинг «Лучшие работы месяца». Таким образом, у ребёнка появляется желание отличиться, оказаться на «доске почёта» и получить за свой труд вознаграждение. Однако через некоторое время пребывания на портале дети погружаются в особенную творческую атмосферу, теплую домашнюю обстановку, а призы и Дары перестают быть их главной целью. Стимулом для ребёнка становится проявление интереса участников к его творческой или интеллектуальной деятельности, поддержка пользователей и их оценка.    

Найти себя и, возможно, определиться с будущей профессией детям помогают конкурсы, которые проводятся на сайте по 20 направлениям (литература, психология, искусство, реклама, дизайн и т. д.). Каждый ребёнок сможет найти наиболее интересные для него и попробовать свои силы. Но большинство конкурсов, кроме определённых знаний и способностей требуют также креативного мышления и творческого подхода к выполнению заданий.

Например, в одном из конкурсов задача ребёнка состояла в том, чтобы не только интересно и грамотно написать материал, но и выполнить обязательное условие — все слова в тексте должны начинаться на одну и ту же букву. В другом конкурсе детям предлагалось ответить на тестовые вопросы по истории журналистики, а затем написать материал любого журналистского жанра на основе сказки «Красная шапочка». То есть это могло быть интервью с бабушкой Красной шапочки, репортаж или расследование преступления Волка.

Но необязательно выбирать только те направления, в которых ребёнок наиболее силён. Зачастую участники проекта принимают участие в интересных конкурсах и неожиданно для себя открывают новые способности.

О вашем ребенке узнает вся страна

Кроме развития своих талантов, формирования портфолио и приобретения необходимых навыков, у детей появляется возможность заявить о себе на всю страну и получить поддержку профессионалов. Так, победители конкурса «Литературное открытие», посвящённого юбилею Великой Победы, были награждены в Совете Федерации. Помимо дипломов и подарков, ребята также получили специальный выпуск официально зарегистрированной газеты «Открытка», в котором были напечатаны их сочинения.

А идеи финалистов конкурса «Интеллектуальное богатство России» прозвучали в Госдуме РФ: первый заместитель председателя Комитета СФ по образованию, науке и культуре Лилия Салаватовна Гумерова попросила включить предложения детей в законопроект и в конце выступления прочитала стихотворение 13-летней участницы конкурса. Работы победителей снова были опубликованы в СМИ, только теперь — на страницах ежемесячного научно-практического журнала «Интеллектуальная собственность. Авторские и смежные права». Участвуйте в новых интересных и масштабных конкурсах, добивайтесь успехов и развивайтесь в режиме онлайн!

Комментарий эксперта

Борисова Мария Владимировна, кандидат психологических наук, доцент ИГУМО

Одаренность — очень интересная и неоднозначная характеристика личности. Ученые до сих пор спорят о том, даются ли способности всем детям от рождения или это удел избранных? Однако все они сходятся в одном — для того, чтобы природные задатки превратились в выдающиеся способности, необходима развивающая среда, мотивирующая ребенка на достижения, стимулирующая его любознательность, актуализирующая зону его ближайшего развития. И, конечно же, кроме природных задатков, важнейшую роль в развитии одаренности играет принцип систематичности, который помогает ребенку оттачивать свои способности и достигать высокого уровня выполнения той или иной деятельности, показывая блестящие результаты! Всем этим требованиям отвечает проект "Одаренные дети", где систематически проводятся конкурсы в нескольких  номинациях, что позволяет каждому участнику открывать, развивать и показывать разные грани своих способностей!