Развитие ребенка
Как вырастить Эйнштейна: какое раннее развитие действительно нужно ребенку?
5

Как вырастить Эйнштейна: какое раннее развитие действительно нужно ребенку?

Раннее развитие стало модным трендом. Большинство считает так: окружающий наш мир меняется очень быстро, следовательно, надо малышу дать как можно быстрее все знания, чтобы он «шагал в ногу», не отставал от остальных. Чтение и математика с пеленок, «после трех уже поздно» и прочие методики только усиливают ощущение, что мы можем опоздать. А еще дают ложную уверенность: чем раньше родители начнут все развивать, тем меньше границ возможного будет у ребенка. Где правда, а где мифы и маркетинговые истории, разбираемся на MedAboutMe. Начнем с минусов.

Loading...

Минусы раннего развития: чем оно вредит

Минусы раннего развития: чем оно вредит

Большинство родителей в первую очередь вспомнят о финансовых затратах: модные «развивалки» недешевы, они требуют денег, времени, сил. Но этот минус не основной: в конце концов, известная семья Никитиных вырабатывала свою методику развития вдали от цивилизации, в деревне, без клубов и курсов. Так что при большом желании все можно организовать более чем бюджетно.

  • Первый и самый основной минус: все становится измеримо. Цель – достижение результата, и становится непросто сравнивать своего малыша и других. Если у соседей кроха в полтора года рассуждает о видах доисторических животных, а к трем сам читает детскую энциклопедию, сложно устоять перед попытками найти такой же (или еще более интересный) талант в своем отпрыске. А лучше не один. Пусть выучит несколько языков, высшую математику, а там и Нобелевская премия не за горами.

Нейропсихологи и нейробиологи отлично знают, что избыточная активность одной части мозга (как в примере с доисторическими животными) пагубно влияет на другие. И чаще всего – на процессы саморегуляции и общения . А это основные навыки, которым надо дать развиться в детстве.

И одностороннее, и многостороннее дополнительное развитие, если оно избыточно, мешает. Занятия, кружки не оставляют шанса прожить то самое счастливое детство с играми, дружбой, ощущением счастливой беспечности, которое должно подпитывать человека в течение всей жизни.

  • Второй минус – мало времени. Спонтанная игра – самое важное занятие в раннем детстве. «Глупые игры» в виде залезания и слезания с кресла, пряток за занавесками, попыток построить башенку из кубиков и тут же бросить ради куклы в грузовике – это все естественное развитие ребенка, и именно у него нет границ.
  • Еще один минус: за попытками начать обучать ребенка различным навыкам, не соответствующим возрасту, несложно «потерять» самого малыша. Его личные таланты и увлечения раскрываются не сразу. Чтобы исправить этот момент, надо наблюдать за ребенком, стараться понять, к чему он тянется, общаться с друзьями, родственниками, педагогами – благодаря свежему взгляду можно узнать немало интересного о собственном малыше и понять, в какую сторону действительно стоит направить развитие, оценить природный потенциал и перестать затормаживать интересы.
  • Несвоевременность – основной момент, за который критикуют методики раннего развития специалисты. У каждого возраста есть определенное «окно», зона ближайшего развития, в которой стоит только немного «подтолкнуть» активность, и все произойдет само.

Опытные родители знают: есть период, когда приучить к горшку детей становится очень легко, надо только показать пару примеров. Если приучать раньше, то количество сил и нервов окажется несоизмеримо с результатом.

Также происходит с математикой, чтением и прочими занятиями: можно потратить годы и добиться того же успеха, что и за месяц, если мозг ребенка «дозрел» до понимания значения символов и арифметических действий.

Если предлагать малышу занятия на опережение развития, легко пропустить получение нужных навыков по возрасту. И тогда ребенка, который начал учить буквы и арифметику с года, в младшей школе придется водить к нейропсихологам, чтобы восполнить пропущенные навыки освоения пространства и тела. Не стоит идти против природы.

Бонусы раннего развития: что показывают исследования

Минусы вполне очевидны, а что с плюсами? К счастью для современных молодых родителей, методики раннего развития уже не так новы, как 20 лет назад, и есть результаты исследований. Ученые уже знают, как влияет раннее развитие в перспективе.

Джон Процко, психолог Калифорнийского университета, исследовал две группы детей. Одна занималась по методикам раннего развития в возрасте до 3-х лет, а потом прекратила, дети из второй не занимались ничем особенным.

Малыши из первой группы отличались вначале более высокими интеллектуальными результатами, а вот к возрасту в 5 лет их коэффициент интеллекта снизился.

«Эффект затухания», так назвал Процко этот феномен. Однако интерпретировал этот эффект психолог совсем не явным образом. Он считает, что занятия имеют смысл, а снижение IQ происходило из-за прекращения тренировок: интеллект у детей приспосабливался к пониженным требованиям в отсутствие занятий. Его вывод: если уж вы начали рано развивать ребенка, придется заниматься этим все время.

Этот же факт подтвердили и американские ученые, которые в течение года отслеживали успехи малышей от 1,5 до 19 месяцев. Они находились в яслях-центрах раннего развития под присмотром профессиональных педагогов. К концу эксперимента оценивались навыки игры, общения, эмоциональные показатели в сравнении с детьми из обычных ясельных групп. Исследователи считают, что именно такие навыки позволят детям лучше учиться в будущем. И, конечно, в центрах раннего развития показатели были выше.

Loading...

Мифы раннего развития

Мифы раннего развития

Среди гуру раннего развития есть не только те, кто действительно занимался разработкой методик в течение десятилетий и отслеживал, как они влияют на детей (среди них, кстати, нет специалистов, настаивающих на раннем чтении или математике). Есть и гении маркетинга, которым многие до сих пор верят. Хотя исследования уже доказали бессмысленность таких методов.

  • Глен Доман, врач-физиолог, работавший с нарушениями центральной нервной системы у детей, предложил использовать карточки с картинками, словами, арифметическими действиями, которые надо показывать ребенку. Он испытывал методику на своих подопечных, а потом стал популяризировать ее и для обычных детей. Специалисты Американской академии педиатрии уже довольно давно опубликовали результаты исследования: пассивное рассматривание «карточек по Доману» совершенно неэффективно. Но многие продолжают верить, что так можно ускорить детское развитие.
  • Ибука Масару – тот человек, который рассказал нам, что «после трех уже поздно». В плюс к его талантам убеждения – профессиональные достижения Масару, он – один из основателей всемирно известной компании Sony. В минус – он не имеет отношения к психологии и педагогике, а книга написана на собственном опыте воспитания сына с отставанием в развитии.

Что действительно нужно развивать пораньше?

  • Коммуникативные навыки

В университете Вашингтона изучили, что же из ранних навыков действительно влияет на хорошие отметки в школе. И оказалось, что это – уровень владения коммуникацией. Овладеть математикой и чтением в будущем помогает ранняя наработка большого словарного запаса, умения формулировать мысли, вести беседы, диалоги, то есть активно и правильно разговаривать и отстаивать свою позицию.

  • Базовая арифметика

В Бостонском колледже выявили возраст, когда стоит начинать заниматься математикой. И это – три года. Если начать изучать, сколько яблок осталось на столе, с трех лет, то в первом классе арифметические действия будут даваться намного быстрее и результативнее. База занятий – игра, в которой родители говорят, что в «магазине» им надо купить два яблока и три морковки. И эти действия дают основу математики: понимание количества предметов и его изменения.

Факт!

И те, кто «за» раннее развитие, и те, кто выступает против, сходятся в одном мнении: сенсорное развитие важно во всех случаях. Оно помогает развивать и воспитывать ощущения, чувства, функции головного мозга.

Такая методика крайне проста: малыш с первых недель должен иметь доступ к самым разным материалам – гладкой ткани, шершавой бумаге, тяжелым и легким игрушкам, теплым и холодным предметам, играть с песком, водой, тестом, разными фактурами и формами.

В этих играх создается основа для сложнейших психических процессов, тренируется восприятие, память, мышление.

Итак, сделаем выводы. Модные методики и центры – скорее способ потешить родительское самолюбие, облегчить кошелек и занять время. Слишком интенсивное развитие может здорово навредить детям.

После трех не только не поздно: из всего, чем предлагают заниматься в раннем возрасте, доказано полезны только сенсорное развитие и коммуникативные навыки, а остальное должно соответствовать естественной схеме формирования функций мозга. С трех лет стоит вводить немного математики в обычную жизнь. И все это можно делать дома в виде увлекательной игры, а не тренинга по расписанию.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

One year of high-quality early education improves outcomes for low-income infants, toddlers / Noreen Yazejian, Donna M. Bryant, Sydney Hans, et al. // Child Development. - February 8, 2017

Does the raising IQ-raising g distinction explain the fadeout effect? / John Protzko // Intelligence. - 2016. - 56

Measuring success: Within and cross-domain predictors of academic and social trajectories in elementary school. / Amy Pace, Rebecca Alper, Margaret R. Burchinal, et al. // Early Childhood Research Quarterly. - 2018. May

Методики раннего развития: за и против. Обзор методик раннего развития детей / Сиденко А.С., Яшина Г.А. // Эксперимент и инновации в школе. - 2013. - 6