Развитие ребенка
Медлительные дети: «почему он так долго копается?»
4.4

Медлительные дети: «почему он так долго копается?»


Автор
Анжелика Кузьмина


Содержание

Дети слишком долго одеваются или засыпают над тарелкой? Эта проблема знакома некоторым родителям. Одни заставляют малышей «шевелиться», подгоняя их обидными словами или подзатыльниками. А другие для того, чтобы ускорить процесс, делают за них все сами. Чем обусловлены подобные особенности ребенка и каким образом могут помочь взрослые маленьким копушам?

Особенности ребенка: причины медлительности в поведении

Особенности ребенка: причины медлительности в поведении

Чтобы помочь ребенку стать активнее, необходимо установить факторы его медлительности. Дети бывают неторопливыми в силу разных причин:

  • В отдельных случаях медлительность является следствием продолжительной болезни. После выздоровления и укрепления иммунитета ребенок вновь становится активным.
  • Неторопливость малыша иногда объясняется нарушениями мозговой деятельности, развившейся в результате неблагоприятной беременности, тяжелых или преждевременных родов.
  • Активное переучивание левшей тоже является неблагоприятным фактором, несколько замедляющим психологическое развитие ребенка.

В случае, когда детская медлительность вызывает отставание в развитии, рассеянность, ухудшение концентрации внимания, постоянное чувство вины из-за замечаний, и, как следствие, развитие невроза, определение источников проблем лучше доверить опытному специалисту.

Но если неторопливость не обусловлена наличием физиологических проблем, замедляющих темп жизнедеятельности, то, вероятно, причины ее кроются в следующем:

  • Часто «заторможенность» — это лишь определенный период развития ребенка. В возрасте от полутора лет до трех для малышей характерно неполное совершенство мелкой моторики. Их маленькие пальчики еще плохо справляются с застегиванием пуговиц или завязыванием шнурков.
  • В более старшем возрасте причинами медлительности могут стать значительные перемены в семье — развод, смена места жительства, конфликтные ситуации. Все это оказывает негативное воздействие на психологическое развитие ребенка. В подобных случаях со своей тревожностью малыш справляется при помощи замедления деятельности. Это не представляет опасности для здоровья — когда обстановка нормализуется, ребенок вновь станет активным.
  • Снижение активности малыша иногда бывает обусловлено и чрезмерной занятостью взрослых, когда ребенок предоставлен самому себе. Вполне вероятно, что своей медлительностью он просто пытается привлечь к себе внимание родителей, то есть продлить время общения. Таким поведением малыш показывает, что ему не хватает душевного тепла. Чтобы справиться с этим, нужно уделять ребенку больше внимания, постоянно демонстрируя свою любовь к нему.
  • Возможной причиной такого поведения может быть строгое воспитание, в результате чего ребенок учится манипулировать взрослыми, замедляя процесс выполнения порученных ему дел. Если малыш ненавидит занятия музыкой, а родители заставляют его играть, то не удивительно, что он долго будет искать нотную тетрадь. Но вряд ли он заставит себя ждать, если предложить ему пойти погулять. Решение этой проблемы одно — пересмотреть методы воспитания.

Привычки и особенности развития ребенка с флегматичным типом характера

Привычки и особенности развития ребенка с флегматичным типом характера

Если вышеперечисленные причины не имеют места в жизни малыша, тогда он, вероятнее всего — флегматик. Этому типу характера свойственны такие качества, как низкая активность, неторопливость речи и невыразительность мимики. Подобные особенности ребенка не являются пороком развития и бороться с ними нет необходимости.

Ребенок-флегматик не любит спешить, хотя при своей медлительности отличается рассудительностью. Чем бы ни занимался такой малыш, он всегда выберет проверенный метод и будет выполнять работу со всей серьезностью, старательно преодолевая трудности. Отвлечь ребенка от любимого занятия порой бывает очень непросто. От собственного мнения он обычно не отказывается, а в случае его отстаивания проявляет определенное упрямство. Ко всем новшествам такой малыш привыкает нелегко, но при этом внешние раздражители не влияют на его эмоциональное состояние — вывести из себя ребенка-флегматика практически невозможно. Он сдержан в выражении эмоций, однако его чувства отличаются глубиной и постоянством. Эти же качества делают его верным и надежным другом.

В большинстве своем такие дети не характеризуются агрессивностью и конфликтностью. Они предпочитают не подвергаться риску и не ввязываться в борьбу. Больше всего их пугают значительные перемены в привычном укладе жизни. К примеру, дети с флегматичным типом характера труднее, чем их ровесники, привыкают к детскому учреждению или школе.

Отношения с детьми: как помочь неторопливому ребенку?

Отношения с детьми: как помочь неторопливому ребенку?

Для повышения активности ребенка иногда достаточно наладить отношения в собственной семье, подождать, пока он подрастет или обеспечить ему прием витаминов для укрепления здоровья (после консультации врача). Но что делать, если неторопливость ребенка не связана с воспитанием, а является чертой характера?

  • Не нужно торопить ребенка-флегматика. Ругать или подгонять такого малыша — значит, еще больше его затормаживать. Некоторые родители, совершают ошибку, пытаясь все выполнять за него, чтобы ускорить процесс. Однако подобными действиями они вряд ли воспитают в ребенке самостоятельность. Психологи рекомендуют воспользоваться такими рекомендациями:
  • Приобрести песочные часы, которые наглядно демонстрируют, как бежит время, и попробовать предложить ребенку выполнить задание, пока не закончится песок. Таким образом ребенок сможет следить за скоростью своих действий и, возможно, у него появится привычка делать все быстрее.
  • Иногда дети не могут быстро переключиться с одного занятия на другое. В таком случае нужно дать им немного времени на подготовку. «Поиграй еще пять минут, а потом мы пойдем кушать». Предупреждение поможет ребенку подготовиться к другому заданию.
  • Дети-флегматики не отличаются большой чувствительностью, поэтому желательно учить малыша отзывчивости и чуткости, предлагая помогать окружающим.
  • Подвижность нервной системы можно развивать при помощи ежедневных занятий. Это может быть: занятия физкультурой, езда на велосипеде, пальчиковая гимнастика. Для лучшего эффекта рекомендуется переходить от медленного темпа к быстрому.
  • Особое внимание следует уделять адаптационным периодам таких детей в дошкольных и школьных учреждениях, потому что им присуще чувство страха перед всем неизвестным. Обязательно нужно поговорить с педагогом о психологических особенностях ребенка.
  • Эффективным методом в борьбе с детской медлительностью является планирование. Если ребенок слишком много времени тратит на утренний туалет, имеет смысл приготовить все вещи вечером. Отсутствие хаоса по утрам ускорит процесс сборов и приведет в норму эмоциональное состояние родителей.
  • Очень часто такие дети испытывают неуверенность в себе и чувствуют вину за собственную медлительность. Поэтому очень важно оказывать им постоянную поддержку, проявляя искренний интерес к их делам.

Но не стоит думать, что медлительный малыш вырастет неудачником. Не нужно забывать о том, что родители всегда могут помочь своему ребенку найти себя в сумасшедшем ритме внешнего мира. Кстати, психологи считают, что из флегматичных детей очень часто вырастают невозмутимые, а также целеустремленные личности.