Развитие ребенка
Особенности психологического развития детей
4.6

Особенности психологического развития детей


Автор
Светлана Меллер


Психологические особенности развития детей дошкольного возраста важно учитывать каждому родителю, поскольку сформированность тех или иных качеств напрямую влияет на готовность ребенка к переходу на этап школьного обучения. От того, как происходит воспитание ребенка на этом этапе, зависит не только последующее школьное обучение, но и определенные особенности личности.

Особенности психических процессов в дошкольном возрасте

Возрастная психология определяет дошкольный возраст как этап протяженностью от 3 до 7 лет. При этом дошкольное развитие ребенка можно разделить на следующие этапы:

  1. Младший дошкольный возраст (3-4 года). Здесь родители сталкиваются с кризисом 3 лет и его последствиями: ребенок осознает себя как отдельную личность и выходит на позицию «Я сам!».
  2. Средний дошкольный возраст (4-5 лет).
  3. Старший дошкольный возраст (5-7 лет). На этом этапе наступает время кризиса 7 лет, во время которого формируется самооценка, социальное самосознание. 

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста по мере взросления характеризуются последовательным развитием ранее усвоенных видов деятельности. Изобразительная деятельность постепенно переходит от простых рисунков к более детализированным, изображающим как статичные предметы, так и объекты в движении. Развивается речь, улучшается произношение звуков. Мелкая и крупная моторика становится более точной.

Важным моментом является формирование самооценки и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. В младшем дошкольном возрасте ребенок скорее играет рядом с другими детьми, чем вместе с ними. Ближе к школе у него уже существуют определенные предпочтения и способы взаимодействия, а игры становятся коллективными и предполагают следование определенным правилам.

Рекомендации родителям дошкольников

Особенности психологического развития детей в дошкольном возрасте определяют вещи, на которые нужно обратить внимание родителям дошкольников. В первую очередь – это речь ребенка. Важно все: словарный запас, умение строить правильные предложения, способность верно произносить звуки. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для того, чтобы скорректировать существующие речевые проблемы.

Дошкольное развитие ребенка обязательно должно включать формирование четкого режима дня, поскольку это не только полезно для здоровья, но и обеспечивает организованность, полезную для дальнейшего школьного обучения. Дошкольникам также важно создавать благоприятные психологические условия, научить полезной двигательной активности, а также привить необходимые навыки личной гигиены.

Общая психология / Маклаков А.Г.. - 2008

Митохондриальные нарушения у детей с расстройствами психологического развития и поведения / Крапивкин А.И., Сухорукое В.С., Ключников С.О. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2009. - Т. 54 №1. - с. 45-52