Войти
Через социальные сети:
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Развитие ребенка
  6. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста

Поделиться в WhatsApp Сенсорное развитие ребенка раннего возраста

Момент достижения ребенком возраста двенадцати месяцев ознаменовывает собой начало нового, особенного этапа в жизни малыша. В педиатрии и педагогике этот период обозначается широко известным понятием «ранний возраст». Одна из главных отличительных особенностей данного возрастного периода на первоначальном этапе заключается в том, что общение со взрослыми перестает выступать в роли единственного превалирующего фактора в развитии ребенка. Немаловажное значение для малыша начинает приобретать игровая деятельность, помогающая крохе активно познавать окружающий мир, получать первые полезные знания, умения и навыки.

Сенсорное развитие ребенка — что это такое?

Сенсорное развитие ребенка — что это такое?

Сенсорное развитие ребенка заключается в овладении малышом навыками восприятия во всех его проявлениях. Ребенок активно изучает окружающий мир, получая необходимые представления о свойствах, характерных особенностях, признаках тех или иных предметов. Приобретение крохой умения правильно оценивать эти свойства — и есть цель всевозможных упражнений, дидактических игр и занятий с развивающими игрушками, используемых родителями и педагогами при общении с малышами.

Сенсорное развитие ребенка предусматривает постепенное ознакомление крохи с такими качествами предметов и явлений, как:

  • Цвет ― вначале дети получают первое представление об основных цветах, а чуть позже — о дополнительных.
  • Размер и вес ― с понятиями «большой» и «маленький», «тяжелый» и «легкий», «короткий» и «длинный» ребенок впервые знакомится в раннем возрасте.
  • Текстура ― малыш раннего возраста должен уметь давать простейшие характеристики поверхностям и текстуре предметов, предварительно изучая последние на ощупь. В достижении цели родителям помогут пары антонимов, представляющих собой описание двух качественно противоположных свойств предметов: твердый ― мягкий, гладкий ― пушистый и т. д.
  • Количество ― один, два, много.
  • Температурные показатели ― холодно и жарко; холодный, теплый, горячий.
  • Освещенность ― темно и светло.
  • Расстояние ― далеко и близко, низко и высоко.
  • Скорость ― быстро и медленно.

Многочисленные достижения в области сенсорного развития, которыми отличается ранний возраст, становятся главной платформой для дальнейшего обучения малышей. Например, умение определять количество предметов, их длину и ширину со временем трансформируется в элементарные математические навыки ребенка дошкольного возраста.

Развитие сенсорных навыков в раннем возрасте

Развитие сенсорных навыков в раннем возрасте

Воспитание и развитие ребенка раннего возраста в немалой доле зависит от степени ответственности родителей. Ребенок, получающий достаточное количество внимания взрослых членов семьи, будет более полноценно и успешно развиваться. Своевременное овладение крохой всеми необходимыми ему навыками, в том числе и сенсорными, ― обязательное условие для полноценного развития ребенка раннего возраста. Задача родителей состоит в том, чтобы стимулировать это развитие и поддерживать познавательную активность малыша, принимая непосредственное участие в знакомстве их чада с окружающим миром.

Учитывая, что для раннего возраста характерны непроизвольные внимание и память, а также неспособность ребенка сосредоточиваться на одном предмете долгое время, в качестве эффективного метода воспитания может выступить домашнее обучение с мамой. Для привития малышу элементарных сенсорных навыков в раннем возрасте достаточно уделять занятиям по пять минут три-четыре раза в день, планомерно закрепляя новую информацию в памяти малыша.

Отличные результаты приносит совместное наблюдение за окружающим миром во время прогулок. Хорошей привычкой для мамы будет обращать внимание ребенка на то, какие здания, транспортные средства, предметы, люди, животные встречаются на улице. Лучше всего пользоваться при этом простыми информативными формулировками: «Вот проехал большой автобус»; «посмотри, какая маленькая собачка»; «у этой девочки красивое красное пальто» и т. д.

В быту родителям также часто предоставляется удачная возможность закрепить у ребенка те или иные полезные знания. Например, во время приготовления семейного обеда попросите малыша подавать вам овощи; в процессе взаимодействия беседуйте с крохой, используя при этом следующие замечания: «Вот одна морковка. А здесь, в корзинке, ― много морковок. Видишь? Одна — и много». Такие нехитрые занятия-пятиминутки, при условии их регулярного осуществления, способны принести блестящие результаты и оказать существенное влияние на развитие ребенка раннего возраста.

Игры на развитие сенсорных навыков у ребенка в возрасте одного-трех лет

Игры на развитие сенсорных навыков у ребенка в возрасте одного-трех лет

Придумать интересные дидактические игры, направленные на сенсорное развитие ребенка, при желании, может каждая мама. Задача еще более упрощается, если вносить небольшие изменения или дополнительные элементы в уже знакомые версии развивающих детских игр.

«Бабочки и цветы»

Материалы: несколько бабочек, вырезанных из цветной бумаги, и столько же цветков тех же оттенков.

Цель игры: ознакомить ребенка с понятиями цвета.

Задача малыша заключается в том, чтобы поместить каждую бабочку на цветок аналогичной расцветки.

Другая версия игры: бабочки, равно как и цветы, различаются не по оттенкам, а по размерам (на первых порах лучше всего использовать не более трех вариантов).

Вместо бабочек и цветов можно использовать бумажные «тарелки» и изображения разноцветных конфет или фруктов; автомобили и «гаражи» в виде листов цветной бумаги. Вариантов может быть бесчисленное множество, стоит лишь дать волю воображению.

«Мячики и кубики»

Материалы: несколько пластиковых/резиновых шариков и такое же количество кубиков аналогичного размера; две коробки круглой и квадратной формы.

Цель игры: приобретение ребенком знаний об объемных геометрических фигурах (шар и куб). Знакомство малыша с понятиями «круглый» и «квадратный».

Перед началом игры можно рассказать крохе историю о добром забавном гноме, который решил подарить малышам игрушки. Он прихватил с собой мешок кубиков и мешок мячиков — и отправился в дорогу. Но в пути гномику пришлось пробираться через дремучий лес, и мешки, зацепившись за ветви деревьев, порвались. Все подарки рассыпались. Теперь нужно сложить их в коробочки.

Предлагая ребенку разложить фигурки по коробкам, не забывайте подчеркивать, что кубики квадратные, а мячики круглые. И коробки, соответственно, также квадратные и круглые.

Прекрасным дополнением к игре станет игрушечный гномик или его красочное изображение. Проговаривание названий и характеристик изучаемых предметов многократно увеличит эффективность обучения.

Гость

Заполняя настоящую форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия "Пользовательского соглашения", размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных и сведениями о реализуемых требованиях к защите персональных данных
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 4962 человека!