Войти
Выбор региона
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Родители
  6. Ребенок и школа: как не сойти с ума?

Ребенок и школа: как не сойти с ума?

Ребенок и школа: как не сойти с ума?
Содержание

Иногда обучение в школе забирает много сил и энергии у детей и родителей. В каких случаях это бывает? Когда ребенок «не тянет» школьную программу, не испытывает желания учиться, делает все очень медленно, не старается. По этой причине, родителям приходится «вкладывать» много душевных сил в обучение школьника, помимо своей работы, ответственности, домашних обязательств.

Отношения в семье портятся из-за того, что школа для ученика становится ненавистным местом, а мать и отец вынуждены контролировать процесс обучения так, что у них не остается ни сил, ни времени для себя, отношений, других дел.

Взрослые, в таких случаях, горько шутят: «Мы снова пошли в первый (пятый, девятый) класс», часто понимая, что учатся они, а не их дети. Что делать, чтобы жизнь семьи не превратилась в борьбу с ленью ученика? Как воспитывать ребенка, чтобы он выполнял домашнее задание самостоятельно, без помощи родителей? Как взрослым и детям перестать сидеть много часов над книжками и тетрадями, лишая себя радости теплых отношений, хобби, прогулок, общения? Все о том, как следует курировать школьное обучение, в этой статье.

Ребенок не хочет учиться

Ребенок не хочет учиться

Отсутствие желания учиться — это признак низкой мотивации. Быть мотивированным — значит, хотеть двигаться вперед, познавать мир, изучать новое, что-то делать. В настоящее время, большой процент учащихся начальной и средней школы имеют низкий уровень мотивации. Это приводит к тому, что родители постоянно «стоят» над школьником — заставляют его писать, читать, чертить, считать, решать задачи. Когда просьбы и увещевания не работают — ребенок все равно ничего не делает, постоянно отвлекается или выполняет задание как попало — взрослые применяют «тяжелую артиллерию»: в ход идут угрозы, запугивания, манипуляции.

Такое поведение родителей понятно — они не в силах каждый день контролировать ребенка настолько, чтобы он работал, был внимательным, собранным, усидчивым, старался не совершать ошибки, думал над заданиями — иначе учатся мать и отец, а не школьник. Кроме того, поступая таким образом, они не повышают мотивацию ребенка, а наоборот, снижают ее.

Дети, которых заставляют, критикуют, пугают — начинают ненавидеть школу, обманывать взрослых и педагогов, прогуливать уроки.

Как повысить мотивацию?

  • Ребенок должен знать и понимать, зачем он ходит в школу, как эти знания пригодятся ему в жизни.
  • На уроках и дома — во время изучения материала — ему должно быть интересно.
  • Доброжелательные отношения с одноклассниками и учителями способствуют повышению мотивации.
  • За хорошие оценки и любое достижение нужно хвалить, поощрять, награждать.

Если данные рекомендации не работают — ребенок все равно не хочет учиться — то можно обратиться к психологу. С помощью диагностических методов он выявит причину низкой мотивации и поможет школьнику адаптироваться к учебной среде.

Дети и усвоение материала

Иногда школьные проблемы растут, потому, что ребенок не понимает учебный материал. Что является тому причиной?

  • Темп работы класса не совпадает с индивидуальными особенностями ученика. Например, учительница все время «подгоняет» детей, дает много разных заданий, требует высокой концентрации внимания, а у школьника отличительная особенность — медленное «раскачивание» перед уроками, сложности с усидчивостью.
  • Агрессивный настрой педагога или родителей. Ребенок, если на него все время кричать, может пугаться, расстраиваться, и тогда его психика, чтобы избежать стресса, «уходит» в защиту — он словно «отключается» от всего, что происходит вокруг, ничего не видит и не слышит. Соответственно, находясь в таком стоянии, он не запомнит учебный материал, не поймет, что от него хочет педагог, не будет знать, как следует выполнять домашнее задание.
  • Ребенка беспокоят личные проблемы. Если школьник переживает стресс — сложные отношения в семье, развод родителей, появление малыша в семье, переезд, детскую травлю, живет в неблагополучных условиях — то ему не до учебы. Возможно, он страдает, тревожится, боится, и тогда его мыслительные каналы просто не способны воспринимать информацию.
  • Нарушения развития. Такие диагнозы, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, дисграфия, логоневроз, минимальные мозговые дисфункции негативно отражаются на способности воспринимать учебный материал и учиться.

Родители, прежде чем ругать за нежелание учиться, должны исключить наличие перечисленных проблем и нарушений. Сделать это можно, если показать ребенка неврологу, психологу, логопеду. Своевременное лечение поможет повысить интерес к учебе, сформировать понимание, наладить учебный процесс.

Ошибки родителей

Ошибки родителей

Что нельзя делать взрослым, когда они не могут заставить ребенка учиться?

  • Бить, унижать его;
  • критиковать и обесценивать то, что у него получается хорошо: «Пятерка» по рисованию — это ерунда! Лучше бы математику подтянул»;
  • сравнивать со сверстниками;
  • лишать еды, сна, отдыха, общения, любви;
  • жаловаться на него в присутствии друзей семьи, родственников, других детей;
  • становиться на сторону педагога и ругать ученика на пару с ним;
  • смеяться, когда у него что-то не получается;
  • отказывать в помощи, только если это не манипуляция «Мама, сделай за меня».

Где у ребенка «кнопка»?

Не зная, что делать, как наладить учебный процесс, родители должны, прежде всего, понять, каким является их ребенок, какие методы воспитания будут работать в его случае. Кто-то хорошо реагирует на строгость, с кем-то нужно немного посидеть, кого-то настроить на рабочий лад похвалой и поддержкой, а кто-то хорошо работает, когда его не трогают и не контролируют. Когда мать и отец знают привычки и темперамент ребенка, им легче налаживать его учебный процесс, общаться с ним, направлять и обучать.

Рекомендации родителям

Дети плохо учатся, если, кроме школьных занятий, они перегружены дополнительными: иностранным языком, музыкой, спортом. В таком случае, ребенку может не хватать сил и времени на то, чтобы успевать все, чем он занимается. Нужно равномерно распределять нагрузку на психику и организм, возможно, от некоторых внеурочных занятий следует отказаться.

  • Каждый школьник должен отдыхать от уроков столько, сколько нужно ему для восстановления сил.
  • Дети должны знать, что школьная оценка дает характеристику не личности, а знаниям.
  • Не стоит ставить обучение выше и важней, чем отношения с ребенком. Даже, если, он получил «двойку», опоздал, не подготовился, у него не должно возникать сомнений в том, что в семье его любят.
  • Направляя школьника, совместно с педагогом, родителям намного быстрее удается достичь хороших результатов в обучении.
Пройдите тест
Готов ли ваш ребенок к школе?
Готов ли ваш ребенок к школе?Пора ли вашему ребенку в первый класс? Результаты теста могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

kamilka kamilka kamilka (4) 12.05.19 09:05 12.05.19 09:05

Ну мы же взрослые, нужно стараться себя в руках держать. Конечно все это волнительно и непривычно, но такова жизнью. К стати в такие периоды предпочитаю глицин форте эваларовский, я его курсом пью, хорошо н=снимает нервное напряжение и помогает улучшить мозговую активность. Очень актуально, т.к. учить уроки с ребенком после трудового дня, еще та задача.

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 3567 человек!