Воспитание детей
Инфантилизм у ребенка: особенности воспитания
5

Инфантилизм у ребенка: особенности воспитания

Некоторые специалисты считают, что в современном мире инфантилизм является серьезной распространенной проблемой. Кроме того, что его проявления присущи детям — когда их эмоциональное и психическое состояние не соответствуют возрасту — особенности инфантильного поведения также свойственны многим взрослым. Кто такой «вечный ребенок»? В чем заключаются причины инфантилизма? Что делать родителям, когда они понимают, что в ребенке не развиваются навыки, помогающие ему взрослеть? Ответы на эти вопросы, а также — особенности воспитания инфантильных детей в этой статье.

Как проявляется инфантилизм у ребенка?

Как проявляется инфантилизм у ребенка?

Особенности эмоциональной незрелости — когда дети ведут себя как маленькие, несмотря на то, что уже ходят в школу или являются подростками — проявляются в мышлении, поведении, чувствах, реакциях. Некоторые родители, занимаясь воспитанием, даже не подозревают того, что дети «застряли» на предыдущем этапе развития. Они наблюдают за детской активностью, любознательностью, весельем и непосредственностью, считая, что это нормальное поведение любого ребенка — радоваться жизни, играть, ни за что не отвечать. Обычно инфантильность становится проблемой, когда ребенок становится все старше, однако, его поведение не меняется и, в случае необходимость взятия ответственности, он не понимает, что от него хотят и как это делать. Тогда родители задаются вопросами: «Что происходит с моим ребенком? Почему он такой беспечный? Как научить его задумываться о последствиях своих действий?».

Чем отличаются инфантильные дети?

  • Они любят играть и стараются любым путем избежать деятельности, подразумевающей ответственность;
  • Легко пасуют перед трудностями;
  • Долго время — вплоть до подросткового возраста — верят в сказки и то, что живут в волшебном мире, где подарки приносит Дед Мороз, а по ночам приходит Зубная Фея. Такие убеждения «держатся» благодаря родительским стараниям;
  • Спят с игрушками, в речи используют фразы и выражения свойственные малышам, коверкают слова, сюсюкают, разговаривают так, словно испытывают трудности с построением предложений;
  • Слезами и криком добиваются своего;
  • Не умеют заботиться о себе самостоятельно — все, что касается бытовых вопросов, связанных с одеждой, постелью, едой, прогулками — за них решают родители;
  • Часто или постоянно повторяют «Не хочу», «Не могу»;
  • Не испытывают интереса к учебе, как правило, плохо учатся;
  • Будучи школьниками, выбирают детские виды деятельности — игрушки, пластилин, шарики, вертушки. Однако, когда родители уступают и покупают им это — теряют интерес, забрасывают;
  • Проявляют настойчивость и требовательность в поведении: «Дай» и «Хочу» звучат очень часто, не смотря на границы и запреты, которые пытаются выставлять взрослые;
  • Имеют необоснованные, «глупые» страхи: войти в класс первым, посетить зоопарк, ответить у доски. Если в их основе не лежит психологическая травма, связанная с ситуацией (например, ребенок был напуган животным), то имеет место инфантильное поведение;
  • Ребенка привлекают только игры, все, что находится за их пределами — включая бытовые вопросы — ему чуждо, неинтересно;
  • Тотальное непослушание — все, что говорят родители или педагоги, словно, «пролетает мимо ушей». Часто, инфантильные дети реагируют лишь на громкий крик, агрессию;
  • Задает наивные, «смешные» вопросы, ответы на которые являются очевидными, однако, ребенок упорно делает вид, что не знает этого.

Такое поведение сильно затрудняет общение с детьми в семье, со временем вызывает гнев и раздражение со стороны родителей. Они все чаще стараются подавить детский инфантилизм, отпуская фразы «Что ты как маленький!», «Мне за тебя стыдно!», «Перестань дурачиться» и так далее. Однако, это не приводит к тому, что в ребенке вдруг просыпается самостоятельность и он ведет себя в соответствии со своим возрастом.

Инфантилизм касается развития эмоциональной и волевой сфер, может быть следствием задержки психического развития ребенка. Тогда, ему необходимо лечение у психиатра, невролога. Инфантильное поведение, которое проявляется у детей как результат ошибок в воспитании, развивается само по себе, не затрагивая все остальные психические процессы. Так, инфантильный ребенок, часто, интеллектуально одарен, владеет речью, уровень его познавательных процессов является высоким.

Причины инфантилизма у детей

Когда родители замечают, что, школьник ведет себя как дошкольник, а подросток — словно первоклассник, они начинают искать информацию — почему так происходит и что с этим делать. Что приводит к задержке в развитии эмоционально-волевой сферы?

  • Критикующее отношение к детям. Когда они растут и понимают, что, все их действия слова, попытки быть самостоятельным — это «Не так» и «Не то», то, вскоре, перестанут проявлять себя, будут стараться жить, получая только удовольствие.
  • Гиперопека. «Нельзя», «Упадешь», «Не трогай», «Дай, я сам», «Это опасно» — фразы, используя которые, тревожные и мнительные родители воспитывают детей. Так, ребенок понимает, что, он не способен справиться с чем-то самостоятельно и что мир опасен, и лучше не взаимодействовать с ним.
  • «Я лучше знаю — что ты хочешь и чувствуешь». Такая позиция приучает ребенка к тому, что, родители «Живут жизнь за него» и, тогда, ему не нужно ничего делать самому — ведь, мама и папа лучше знают, как ему жить и что делать.
  • Травма как причина ухода от реальности. Когда ребенок получает сильный стресс — например, развод родителей — он, не в силах пережить болезненные чувства, «скатывается» в детское состояние, где весело и безопасно.

Как строить отношения с ребенком

Как строить отношения с ребенком

У каждого ребенка дома должны быть свои обязанности — они могут касаться уроков, быта. Чем больше родители «жалеют» детей и делают все за них, тем скорее выращивают инфантильность. Кроме этого, дети должны нести ответственность за свои поступки.

Ребенка нужно приучать к самостоятельности, давая ему право выбора:

«Какую одежду ты наденешь?», «Что ты хочешь на обед?», «Где ты хотел бы погулять?».

Не нужно подавлять волю и чувства фразами «Прекрати умничать», «Ты еще ничего не понимаешь», в обратном случае, он быстро поверит в это и тогда не станет видеть смысл в том, чтобы взрослеть.

Рекомендации родителям

Что делать взрослым, чтобы ребенок «подрос» в эмоционально-волевом смысле?

  • Поручать ему ответственные дела, верить в то, что он справится;
  • Не делать за него то, что он может выполнить сам;
  • Не думать, не чувствовать, не говорить и не жить за него;
  • Не использовать физическое наказание и агрессию;
  • Родителям полезно осознать свою выгоду от того, что ребенок остается вечным ребенком — полезно сделать это во время консультации с семейным психологом.

Использованы фотоматериалы Shutterstock