Войти
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Воспитание детей
  6. Педагогическая запущенность: как воспитывать ребенка?

Педагогическая запущенность: как воспитывать ребенка?

Педагогическая запущенность: как воспитывать ребенка?

Чаще всего, термин «педагогическая запущенность» родители слышат от учителей, когда ребенок обучается в первом классе. Педагоги делают неутешительный вывод о развитии ученика, подвергая сомнению уровень его интеллектуального развития и навыков, отвечающих за обучаемость. Можно ли ребенка, который считается педагогически запущенным, «подтянуть» до того уровня развития, при котором он сможет получать знания наравне со сверстниками и быть успешным в школе? По каким признакам специалисты отмечают педагогическую запущенность?

«Запущенные» дети — какие они?

«Запущенные» дети — какие они?

Некоторые считают, что, так можно назвать того ребенка, семья которого является неблагополучной, родители злоупотребляют алкоголем, не занимаются воспитанием. Иногда ребенок является запущенным и в тех случаях, когда у него есть и мать и отец, и даже бабушки с дедушками, однако, он, также, как дети из социально неблагополучных семей, не обладает навыками обучаемости, не знает элементарных вещей, имеет признаки общего недоразвития. При этом, у него нет органических повреждений мозга и отставания в интеллектуальном развитии.

Случай из практики.
Случай из практики.

На прием привели ребенка 7 лет. Мальчик, обучаясь в школе, столкнулся с серьезными проблемами — он совсем не усваивал программу, не понимал заданий, не выполнял инструкций педагога. Учителя и завуч школы рекомендовали родителям ребенка обратиться на медико-психологическую комиссию, с целью перевести сына на индивидуальное обучение или в специальную школу, так как он не справляется со школьной программой в силу интеллектуального недоразвития. Диагностические исследования, проведенные с ребенком, показали, что, он не имеет серьезных проблем с мышлением. Его познавательная система также находилась в норме, однако, в школе он демонстрировал такие признаки в поведении, что ни у кого не оставалось сомнений в его неспособности учиться. Во время консультации с родителями выяснилось, что, они не занимались воспитанием ребенка специально — не учили читать, писать, считать, потому что на это не хватало времени. Ребенок не ходил в детский сад, дома оставался с бабушкой, которая не была заинтересована в том, чтобы заниматься с внуком. Так, до поступления в школу, он проводил время в подвижных и компьютерных играх и на улице. Кроме этого, родители никогда не считали важным что-то запрещать ему, наказывать. Им легче было исправить его ошибки самостоятельно, чем объяснять, в чем он не прав. Педагогическая запущенность, в данном случае, оказалась на лицо. Родителям был предложен ряд коррекционно-развивающих занятий со школьником, во время которых он привыкал к режиму дня, учился брать на себя ответственность, слушать старших, слышать слово «нет». Мать и отец дома, также, должны были поменять свое отношение к сыну — заниматься с ним так, чтобы он почувствовал интерес к разным упражнениям и играм, мог выполнять что-то самостоятельно и получал за это поощрение, привыкал к тому, что есть дела, за которые он в ответе.​

Если воспитанием ребенка не заниматься, предоставив ему самостоятельно взрослеть и развиваться, он вырастет так, как получится — это случилось в семье из приведенного примера. Это не значит, что, детей нужно постоянно критиковать и заставлять делать то, что они не хотят. Однако, если родители желают, чтобы они выросли людьми с хорошей социальной адаптацией, умели мыслить критически, пользовались логикой, нужно заниматься воспитанием — тренировать интеллект, прививать любовь к познанию мира, воспитывать интерес к науке, передавать ответственность, учить проживать отрицательный жизненный опыт, который важен не меньше, чем положительный.

В чем отклонения у ребенка?

Как отличить педагогическую запущенность от низкого уровня интеллектуального развития?

В первом случае ребенок обладает следующими характеристиками:

  • необразованность, невоспитанность;
  • отставание от своих возможностей и возрастных норм;
  • лень, отсутствие воли;
  • постоянная рассеянность, забывчивость;
  • непонимание правила в коллективной игре со сверстниками;
  • тяга к простейшим играм и предметам;
  • неуверенность, внушаемость;
  • отсутствие организованности;
  • страх любой активной деятельности;
  • низкая успеваемость;
  • грубость как защитная реакция в ответ на критику;
  • трусливость, безволие, позже — вредные привычки.

Так, видимое отставание в развитии у детей с педагогической запущенностью проявляется на поведенческом уровне и они способны учиться хорошо и даже отлично, если правильно воспитывать и развивать их. Ребенок с интеллектуальными нарушениями, задержкой психического развития, такой возможностью не обладает. Он:

  • может иметь серьезные нарушения речи;
  • быстро устает от деятельности или учебы;
  • плохо понимает обращенную к нему речь;
  • не может научиться простым вещам и навыкам;
  • не испытывает интереса играть в игры и не умеет этого делать;
  • страдает от слабого уровня памяти, мышления, восприятия;
  • не способен усваивать учебный материал;
  • обладает одним или несколькими диагнозами со стороны центральной нервной системы.

Как родители формируют педагогическую запущенность?

Как родители формируют педагогическую запущенность?

Дети не рождаются педагогически запущенными. В результате родовой травмы или инфекции, у них могут наблюдаться нарушения в психическом развитии, однако то, что ребенок, здоровый по всем медицинским показателям, не обладает навыками обучения в школе, зависит от системы воспитания в семье и отношения родителей. Ошибки матери и отца, которые могут привести к запущенности:

  • отсутствие единой линии воспитания;
  • гиперопека;
  • жестокое отношение;
  • попустительство;
  • привычка все делать за ребенка;
  • равнодушие к детям;
  • асоциальное поведение родителей;
  • «недетские» условия жизни — например, когда ребенку с малых лет приходится выполнять обязанности взрослого и так далее.

Работа психолога с детьми и родителями

Как может специалист помочь ребенку с педагогической запущенностью?

Вначале он составляет список рекомендаций родителям — как следует воспитывать ребенка и относиться к нему. Для того, чтобы дети приняли новые условия жизни и могли меняться в них, должно пройти немало времени — от полугода и больше. Работа психолога с ребенком без помощи родителей — бесполезна.

Дети должны подружиться с трудовой деятельностью. Как правило, они привыкают к тому, что им достается все очень легко и быстро, или не достается ничего. Привыкнуть к порядку и организованности — одна из задач для ребенка на психокоррекционных занятиях.

Дети должны получать развитие, соответствующее их возрасту, это значит, большинство игрушек следует выбросить, заменив их другими.

Ребенок привыкает к тому, что, у него есть четкий режим дня, дела, за которые он несет ответственность.

Первое время, дети могут не реагировать на новые жизненные условия и даже сопротивляться им, однако позже природа, интерес и любопытство все равно возьмут верх, если у ребенка нет проблем с психическим развитием, а наблюдаются лишь поведенческие отклонения. Чем раньше родители обратятся за помощью к психологу, тем легче и быстрее ребенок станет развиваться наравне со сверстниками, осознает свои способности и станет применять их.

Пройдите тест
Тревожность ребенка
Тревожность ребенка Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 3996 человек!