Канадские исследователи из Университета Ватерлоо в Онтарио уверяют, что медитация более эффективна для активизации когнитивных функций, чем чтение.
Ученых интересовало, как хатха-йога и отдельные ее практики, в том числе и медитация осознанности, влияют на исполнительные функции — так называются высокоуровневые процессы, задействованные в планировании и стратегии поведения человека, то есть проявлении его эмоций, реализации замыслов и т. п. Исполнительные функции — результат активности префронтальной коры головного мозга. Они связана с рабочей памятью, способностью контролировать себя и гибкостью мышления.
В проекте принял участие 31 взрослый здоровый человек (средний возраст 28 лет), практикующий хатху-йогу. Испытуемым было предложено пройти три 25-минутных занятия хатха-йогой с практикой медитации осознанности, одно занятие медитацией без выполнения техник йоги и провести то же время за чтением (в качестве контрольного задания). Исполнительные функции оценивались перед каждым сеансом, а также через 5 и 10 минут после его завершения.
Оказалось, что, по сравнению с простым чтением, исполнительные функции значительно увеличиваются после занятий йогой и медитацией, причем происходит это не через 5, а через 10 минут после окончания сеанса. Дальнейший анализ показал, что сочетание медитации с техниками йоги повышает активность головного мозга. Это объясняется как приливом крови к тканям мозга, так и выбросом эндорфинов.
Ученые подчеркивают, что медитация, как сама по себе, так и в комбинации с йогой, сегодня может использоваться для «повышения производительности человеческого сознания и для улучшения обработки информации».