Группа французских ученых из нескольких научных институтов Парижа считает, что речь у детей, имеющих старшего брата, развивается медленнее, чем у малышей, у которых есть старшая сестра или вовсе нет ни братьев, ни сестер.
Этот неожиданный вывод противоречит общепринятому мнению, что наличие старшего брата или сестры стимулирует ускоренное развитие языковых навыков у маленького ребёнка. То есть, заговорит малыш должен быстрее, чем первенец. Однако в реальности наблюдается обратная ситуация.
Ученые наблюдали за более чем тысячью детей с момента их рождения и до достижения ими 5,5 лет. Языковые навыки малышей оценивались в возрасте 2, 3 и 5,5 лет. В ходе тестирования оценивались словарный запас, синтаксис и способность к устным рассуждениям.
Дети, у которых был старший брат, демонстрировали в среднем двухмесячную задержку в развитии речи по сравнению с детьми, вовсе не имеющих сиблингов. Но, что более удивительно, задержка речи наблюдалась только при наличии старшего брата, а при наличии старшей сестры языковые навыки малыша развивались нормально.
По мнению ученых, этот факт можно объяснить при помощи одной из двух следующих гипотез. Согласно первой из них, старшие девочки намного более охотно общаются со своими младшими братьями и сестрами, чем компенсируют конкуренцию обоих детей за родителей. Согласно другой, старшие сестры вообще меньше конкурируют за внимание родителей, чем старшие братья.