Специалисты из Центра неврологических исследований института INSERM (Лион, Франция), выяснили, что в основе феномена запоминания снов лежит повышенная активность префронтальной коры головного мозга и, в особенности, височно-теменного соединения – участка, связанного с обработкой информации из внешних источников.
Людям, помнящим, что им снилось ночью, видится в целом больше сновидений, чем тем, кто их не помнит, а сон их более чуток и беспокоен. Группа под руководством Перрин Руби (Perrine Ruby), занимающаяся изучением нейропсихологических основ сна, в ходе предыдущих исследований обнаружила, что люди, обычно хорошо помнящие свои сновидения, примерно в два раза чаще, просыпаются в течение ночи, а их мозг во время сна гораздо активнее реагирует на звуковые сигналы.
Ученые предположили, что подобная повышенная мозговая реактивность и обеспечивает частые просыпания в течение ночи, что, в свою очередь, облегчает запоминание сновидений. Кроме того, ранее было установлено, что повреждения белого вещества в области височно-теменного стыка – участка соединения височной и теменной долей мозга – и/или префронтальной коры ведут к полному нарушению способности помнить сновидения, что заставляет предположить, что регионы переднего мозга играют ключевую роль в этом процессе.
В своем новом исследовании группа Руби, применяя метод позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ), оценила уровни спонтанной мозговой активности во время сна и бодрствования у 41 здорового добровольца. Все участники были разделены на две группы – хорошо запоминающих сны и плохо помнящих сновидения (в среднем, способных вспомнить не более двух снов за месяц). В первую вошел 21 человек, во вторую – остальные 20. ПЭТ показала, что у членов первой группы как во время бодрствования, так и во время фазы быстрого сна наблюдается значительно более высокая спонтанная активность в префронтальной коре и в области височно-теменного соединения – региона, обеспечивающего реакцию на внешние стимулы.
Подобная специфическая функциональная организация мозга обуславливает более чуткий сон, а частые его прерывания из-за реакции мозга на стимулы окружающей среды ведут к лучшему запоминанию сновидений, полагает Руби. «Ведь спящий мозг не способен запоминать новую информацию, ему для этого надо проснуться», — отметила она.
Авторы также предполагают, что повышенная активность височно-теменного соединения и префронтальной коры, которая сохраняется не только во время бодрствования, но и сна, ведет к более интенсивному «производству» сновидений. То есть люди, хорошо помнящие свои сновидения, не только обладают сравнительно более чутким сном, но и в целом видят их больше, чем те, кто не помнит, что им снилось.