Джонатан Седернаес, автор исследования, сообщает, что предыдущее исследование выявило тот факт, что прерванный сон плохо влияет на метаболизм и напрямую связан с диабетом 2-го типа и ожирением. Нарушение гена старения у животных вызывает эти заболевания. Исследователи предполагают, что изменения в гене старения у человека могут быть связаны с негативными последствиями, вызванными плохим сном.
В исследовании приняло участие 15 мужчин с нормальной массой тела. В лаборатории они провели две ночи: в первую спали полные 8 часов, во вторую их сон был резко прерван, но в рандомном порядке. Чтобы минимизировать влияние различных факторов окружающей среды световые условия, принятие пищи и уровень активности строго контролировались в лаборатории, пока участники бодрствовали.
Во вторую ночь у обеих групп мужчин с разным качеством сна брали небольшие экземпляры тканей с поверхности брюшной области, а также с мышц бедра – два типа тканей, который важны в регулировании метаболизма и контроле уровня сахара. Анализы крови были взяты и до начала исследования для исключения наличия диабета или метаболического состояния под названием «чувствительность к инсулину», которая может стать предшественницей диабета 2-го типа.
Молекулярный анализ собранных тканей показал, что регуляция и активность гена старения была изменена после одной бессонной ночи. Активность генов регулируется механизмом под названием эпигенетика. Он задействует химические изменения до молекулы ДНК метиловой группы. Ученые обнаружили, что гены старения увеличили свое число после бессонной ночи. Они также выявили, что выражение генов, которое является индикатором количества произведенных генов, тоже изменилось.
Доктор Седернаес предполагает, что они первые, кто определил зависимость эпигенетических изменений от плохого сна.
Изменения, которые исследователи наблюдали, были различны в жировых тканях и скелетных мышцах. Это может свидетельствовать о том, что важные молекулярные часы больше не синхронизируются с этими двумя типами тканей. Таким образом, «часовая десинхронология» между тканями может быть связана с метаболическими патологиями. Возможно, изменения в тканях зависят от нарушений механизма усваивания глюкозы, которые наблюдались у участников после ночи, когда им приходилось бодрствовать.