Китайская команда ученых провела эксперимент, в ходе которого с помощью МРТ головного мозга у детей, лишенных родительской заботы, в течение длительного периода исследовали структурные различия в мозге. Они обнаружили, что серое вещество в определенных зонах головного мозга у девочек и мальчиков, оставшихся без родительской опеки, в частности, отвечающих за память, имеет больший объём. Новое исследование привело к выводу о наличии отрицательной корреляции с IQ. Результаты этой научной работы, представленные на ежегодной встрече радиологического общества Северной Америки (RSNA 2015), позволяют сделать вывод, что отсутствие родительской заботы может задержать формирование мозга и развитие детей.
Китай не случайно стал местом исследования, ведь в этой стране многие родители в поисках лучшей работы, вынуждены оставлять своих детей. Таким образом, ученые хотели оценить влияние этой миграции, которая затрагивает миллионы детей. Это исследование очень актуально, ведь в наше время по всему Земному шару из-за политических и экономических проблем людям приходится покидать свои семьи на долгие годы, оставляя собственных детей.
Как влияет отсутствие родителей на мозг
Команда Сычуаньского университета акцентировала внимание на последствиях расставания с детьми для их здоровья.
- При помощи МРТ было обследовано 38 детей, мальчиков и девочек, в возрасте 7-13 лет, оставленных родителями на длительные периоды времени, и 30 детей, постоянно живущих с родителями.
- Исследователи сравнили объём мозгового вещества участников из двух групп и оценили коэффициент интеллекта (IQ) всех участников, чтобы иметь меру когнитивной функции.
Анализ показывает, что среди мальчиков и девочек без родителей, в сравнении с контрольной группой, у детей наблюдалось:
- увеличение количества серого вещества в нескольких областях мозга, ответственных за эмоции, сохранение информации и систематизации данных памяти;
- независимо от локализации в различных областях, объём серого вещества, как правило, отрицательно коррелирует с оценкой IQ.
Развитие мозга зависит от родительского присутствия
Формирование мозга ребёнка, лишенного родительской заботы, проходит иначе, чем у обычного ребёнка, который живет с мамой и папой. Исследователи отмечают, что преобладание серого вещества в развивающемся мозге, может отражать недостаточную зрелость мозговых структур, и предполагают, что лишение родительского внимания, способно задерживать дошкольное развитие ребёнка или, как минимум, «изменять траекторию» формирования интеллекта ребёнка. Поэтому авторы призывают к разработке конкретных мер поддержки развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.