Ученые из University of Waterloo обнаружили, что людей, которые активно распространяют фейковую информацию, самих легко ввести в заблуждение какой-нибудь впечатляюще выглядящей дезинформацией.
В исследовании участвовали более 800 взрослых граждан из США и Канады. Ученых интересовала связь между самооценкой участников и их способностью оценивать правдивость псевдонаучных сообщений и фейковых заголовков новостей.
Согласно полученным данным, чем чаще человек распространяет «убедительную чушь», тем легче он сам верит в информацию, вводящую в заблуждение, независимо от его когнитивных способностей, метакогнитивных навыков и рефлексивного мышления. Интуитивно такие люди верят, что их не проведешь, но после того, как они сами начинают транслировать фейки, им становится трудно отличать научно доказанный точный факт от бессмысленного, но эффектно выглядящего.
Увы, с сожалением отмечают ученые, именно болтуны с «желтыми» эффектными новостями с большей вероятностью попадают в заголовки фейковых новостей.