Группа онкологов из Калифорнийского университета выступила с предложением лечить пациентов с раком простаты гормоном тестостероном. Это противоречит существующим принципам лечения этой болезни, за которые когда-то была присуждена Нобелевская премия.
До последнего времени врачи считали, что именно тестостерон повышает риск развития злокачественных опухолей предстательной железы. В 1966 году Чарлз Брентон Хаггинс получил Нобелевскую премию за разработку гормонального лечения этого недуга. Суть терапии заключалась в снижении уровня тестостерона в организме. Сегодня такие лекарства являются общепринятым стандартом лечения.
Правда, через некоторое время врачи пришли к выводу, что побочные эффекты такой терапии приводят к преждевременной смерти пациентов от болезней сердца и сосудов. Кроме того, на фоне низкого уровня тестостерона развивались нарушения метаболизма в виде сахарного диабета, ожирения, повышенного уровня холестерина и др. Также мужчины жаловались на утрату половой функции. И тестостерон некоторым пациентам вернули – тем, кто перенес удаление простаты (простатэктомию) и лучевую терапию, то есть имел низкий риск рецидива болезни.
Исследователи наблюдали за 834 такими пациентами. 152 из них получали заместительную терапию тестостероном, остальные – не получали ничего. Примерно через три года оказалось, что в группе без тестостерона болезнь рецидивировала у 15%, а среди тех, кто получал гормон – только у 5%. То есть, применение тестостерона в 3 раза снижало риск развития рецидива болезни.
Полученные данные во многом противоречат постулатам гормональной терапии Хаггинса. Как говорят исследователи, тестостерон не лечит рак сам по себе, но он замедляет его распространение, давая пациентам примерно 1,5 дополнительных года до появления первых симптомов рецидива болезни. Учитывая, что тестостерон при отвечает за нормальную мышечную массу, уровень половой активности и показатели холестерина и триглицеридов в крови, его применение кажется беспроигрышным для пациентов.