Ученые из Института Ротмана в Канаде объяснили, каким образом игра на музыкальных инструментах позволяет сохранить когнитивные функции и навыки аудирования у пожилых людей.
В исследовании приняли участие 32 молодых здоровых взрослых человека, имеющих нормальный слух и не страдающих от психических или неврологических расстройств. В ходе эксперимента они слушали звуки поющей чаши — колокол в виде чаши, звуки из которой извлекаются при помощи маленького молотка. После этого испытуемых просили отстучать услышанный ритм или воспроизвести звуки при помощи компьютерной клавиатуры. При этом ученые наблюдали за тем, как меняется активность головного мозга участников исследования — во время прослушивания и в ходе воспроизведения.
Оказалось, что акт повторения услышанных звуков активизирует сразу несколько систем головного мозга — не только его участки, отвечающие за слух, но и области, задействованные в движении и чувственном восприятии внешнего мира.
Полученные данные подтвердились в ходе наблюдений за пациентами, перенесшими инсульт и проходящими музыкальную реабилитацию, а также за пожилыми людьми. Было продемонстрировано, что обучение игре на музыкальных инструментах помогает восстановить подвижность верхних конечностей в постинсультном периоде и снизить риск развития возрастной деменции.
Ученые объясняют, что звуки музыки воздействуют на мозговые волны — электромагнитную активность головного мозга. Это в течение короткого времени улучшает способность человека к аудированию. По мнению исследователей, данные наблюдений наглядно демонстрируют, как мозг компенсирует возрастные, травматические или иные изменения, ухудшающие когнитивные функции человека.
Возможно, в будущем уроки музыки станут частью обязательной реабилитационной программы для пожилых людей и для пациентов, перенесших инсульт.