Команда ученых из Школы менеджмента им. Ротмана считает, что подарки, предлагающие человеку переживание нового опыта, более эффективны, чем материальные объекты.
В своем исследовании социологи изучали, как подарки влияют на отношения между дарителем и одариваемым. По их данным, 2% годового дохода людей тратятся на приобретение подарков. Ученые указывают, что существует две основных категории даров: материальные объекты и эмпирические. Под последними понимаются билеты на концерт, путевка на море, талон на посещение спа, поездка на сафари и т. п. Есть также группа материальных подарков, ценность которых заключается в эмоциях, которые они вызывают: фотография в рамке, шуточные календари, ювелирные изделия с памятной гравировкой, диск с музыкой, напоминающий о совместном концерте, и др.
В последние годы наблюдается тенденция дарить материальные подарки и отказываться от эмпирических — так поступают 78% людей. Однако исследователи считают, что это неверный подход. По их мнению, дарить надо именно эмпирические подарки, подарки-переживания, или материальные подарки с эмоциональной подоплекой. Такие подарки более эффективны: они вызывают эмоции и способствуют укреплению и дальнейшему развитию социальных отношений между людьми.
«Люди часто сталкиваются с проблемой выбора: что подарить. Если вы хотите заставить человека почувствовать близость к вам — подарите ему переживание», советует специалист по отношениям с клиентами Синди Чен (Cindy Chan).
Ученые также рекомендуют не привязывать реализацию подарка-переживания к каким-то конкретным дням или времени. Подарок не должен усложнять жизнь получателю, считают они.