Ученые из Stanford University предполагают, что тот же процесс, который позволяет мозгу усваивать новую информацию и навыки, может усиливать судорожные припадки.
Ключевая особенность способности мозга изменяться и адаптироваться, известная как миелинизация, может утяжелять течение эпилепсии (а возможно, не только эпилепсии). Нейроны имеют извилистые «усики», которые бегут от одной клетки к другой, чтобы передавать сигналы. Эти отростки защищены слоем жира и белка, известный как миелин. Миелин утолщается, когда нервные пути многократно стимулируются – когда человек заучивает новые данные или тренируется что-то делать. Эта миелинизация защищает и поддерживает электрические сообщения, передающиеся туда и обратно, что похоже на проводку вокруг обычных проводов.
Однако это распространяется не только на полезное закрепление, но и на вредные для здоровья связи. Мозг также «учится» воспроизводить негативные повторяющиеся связи более эффективно, что приводит к ухудшению состояния. Так, у мышей и крыс, которые страдали от судорог, обычно наблюдаемых у людей с эпилепсией, развивались изменения мозга, которые усугубляли болезнь: закрепление этих сигналов было вызвано процессом самообучения мозга, который также поддерживает усвоение новой информации, память и внимание.
В новой работе ученые исследовали судороги как пример неправильной передачи сигналов мозга. Они сосредоточились на абсансах, приступах, на долю которых приходится около 10% припадков у детей с эпилепсией. Это не сильные конвульсии: во время абсанса пациенты ненадолго замирают и молчат, часто на несколько мгновений теряя сознание. Эти эпизоды могут постепенно учащаться, иногда повторяясь сотни раз в день.
Исследователи обнаружили явные признаки увеличения миелина вдоль нервных цепей, связанные с судорогами по мере развития болезни у крыс. И они также увидели, что количество клеток в мозге, которые производят миелин, известных как олигодендроциты, со временем увеличилось. Неясно, применимы ли эти результаты грызунов к людям, однако уже есть первые обнадеживающие выводы: введение препарата, снижающего выработку миелина, уменьшало количество приступов у животных. Это абсолютно новый подход к терапии эпилепсии и других неврологических патологий.