Психологи из University of Texas Rio Grande Valley утверждают, что, выстраивая слова в алфавитном порядке, можно заставить людей больше верить в смысл сказанного.
По словам исследователей, людям свойственно следовать усвоенным с детства шаблонам. Все, что ассоциируется с ними даже на подсознательном уровне, кажется нам более правильным. Один из таких паттернов – алфавит. Встроенная в текст алфавитная последовательность слова воспринимается мозгом, как «безопасное убежище», мы начинаем считать заявленный текст истиной, равно как и вытекающие из него выводы.
Ученые провели несложный эксперимент. Группе добровольцев давали прочесть 10 утверждений, в которых слова были расположены в алфавитном порядке. Например, «Befferil Eases Pain». Контрольной группе давали прочесть эту же фразу, но в измененном виде: «Vufferil Eases Pain». Аналогично на русском можно было бы сказать «Анерон лечит пиелонефрит» в первом случае и «Ханерон лечит пиелонефрит» – во втором. Обе группы должны были оценить истинность заявлений.
Оказалось, что рейтинг истинности значительно выше для фраз, слова в которых следовали в алфавитном порядке. Причем сами испытуемые не могли объяснить, что заставляет их доверять сказанному.
Обнаруженный «эффект последовательности букв» был подтвержден при просмотре двух видеоклипов: оба они рекламировали один и тот же мифический препарат, но в одном случае слова в песне располагались в алфавитном порядке, а в другом – в обратном. И в этом случае правдивость заявленного утверждения была оценена выше для клипа со словами, расположенными по алфавиту.
Ученые подчеркивают, что знание таких психологических нюансов можно использовать для влияния на восприятие информации обычными людьми, которые слушают и читают СМИ, рекламу и другие источники информации. И фейковая новость может показаться более правдивой, хотя на самом деле она всего лишь построена в соответствии с особенностями человеческой психики. Поэтому исследователи советуют не доверять собственным ощущениям, а проверять интересующую информацию по надежным источникам.