Есть много моментов, когда поведение малышей радует глаз и согревает родительское сердце. Но есть и другие моменты, когда оно сводит вас с ума. В раннем возрасте у детей может не хватать самообладания, чтобы мирно выражать бурные эмоции. Вместо этого они могут кричать и топать, а возможно, и пытаться ударить или укусить от разочарования.
Хотя периодические вспышки гнева являются нормальным явлением, особенно во время истерик, можно исправлять поведение детей уже с ранних лет, и вот как это делать в случае проявлений агрессии.
Учите принятым в семье правилам
Дети не знают правила поведения, если их не учить. Поэтому устанавливайте чёткие правила, которым надо следовать. И старайтесь выбирать действительно важные: малыши физически не смогут усвоить больше 3-5 запретов.
Напоминайте о правилах поведения каждый раз в подходящей ситуации. Например, рядом с песочницей громко проговаривайте правило «Песок не едим и песком не кидаемся». Почему громко? Так вы напомните остальным малышам (или дадите им возможность узнать впервые), что это правило — для всех.
Выбирайте слова
Нет смысла говорить «веди себя хорошо», «прекрати» или «контролируй себя». Помните, у маленьких детей не хватает ни навыков самоконтроля, ни достаточно развитой области мозга, которая за него отвечает.
Учёные установили, что созревание коры головного мозга, которая отвечает за не импульсивное, а продуманное поведение, начинается у детей только с четырёх лет.
Детям нужны точные фразы и навыки вместо расплывчатого «веди себя прилично» в каждой конкретной ситуации. Например, чтобы вы научили их не пинаться, не бить и не кусаться, когда они злятся, а вместо этого выражать свои чувства словами.
Избегайте угроз
Вместо того, чтобы говорить: «Прекрати, а не то…», намного эффективнее научить ребёнка альтернативному поведению. Ненадолго проигнорируйте незначительное плохое поведение, а затем скажите ребёнку, что надо делать вместо него.
Хвалите
Чтобы дисциплина работала наиболее эффективно, она должна применяться постоянно, а не только тогда, когда дети плохо себя ведут. Говорите, как «взросло» ребёнок себя ведет, «как большой», когда он поступает в разочаровывающей ситуации правильно, а не бьёт, пинает или кусает.
Хвалите и проявляйте искреннюю любовь, когда ваш ребёнок ведет себя так, как вам нравится, например, когда он добр и заботлив.
«Мы не вредим друг другу»
Внимательно следите за своим ребёнком и за конфликтами с товарищами по играм. Если спор незначительный, сохраняйте дистанцию и позвольте детям решить его самостоятельно.
Однако вмешивайтесь, если дети начинают в драку, которая продолжается даже после того, как им сказали остановиться. То же самое касается случаев, когда один ребенок, кажется, в ярости и бьёт или кусает другого. Разведите детей и держите их порознь, пока они не успокоятся.
Если драка серьёзная, лучше закончить игры на сегодня. Дайте детям понять, что неважно, кто всё начал. Объясните, что нет никаких оправданий попыткам причинить друг другу боль.
Учите заменять тычки словами
Научите ребёнка говорить «нет» твёрдым тоном, отворачиваться и отходить или идти на компромисс вместо того, чтобы начинать пинаться и толкаться. На собственном примере учите его, что урегулирование разногласий словами более эффективно — и более цивилизованно — чем применение физического насилия.
Используйте здоровые отвлечения
Когда вы учите детей правильным способам реагирования, можно порой отвлекать их, когда они начинают расстраиваться. Вовлечение его в другую деятельность может помочь успокоиться. Но не идите на подкупы, чтобы заставить вести себя иначе.
Используйте тайм-ауты разумно
Также нет ничего плохого в использовании тайм-аута, когда поведение ребёнка неадекватно. Однако тайм-ауты должны быть крайней мерой. Подробнее читайте в отдельной статье: как применять этот способ наказания с пользой.
Учёные из Университета Крейтона выяснили, что эффективно влиять на поведение ребёнка помогают положительное подкрепление для повышения соответствующего поведения, игнорирование большинства лёгких проступков и тайм-аут от подкрепления для более проблемных ситуаций.
А чтобы отличать лёгкие нарушения от серёзных проблем, читайте статью « Исправляйте сейчас: какие поступки малышей требуют немедленной реакции родителей».
Контролируйте свой собственный темперамент
Один из лучших способов научить детей правильному поведению — следить за своим собственным темпераментом. Если вы выражаете свой гнев тихими, мирными способами, ваш ребёнок, скорее всего, последует вашему примеру. И наоборот.
Не теряйте уверенность в себе
Если вам нужно наказать ребёнка или увести с площадки из-за драки, которую начал не он, не чувствуйте себя виноватым и уж точно не извиняйтесь. Если ваш малыш чувствует ваши смешанные чувства, он может решить, что он был прав с самого начала, а вы «плохой» тут вы.
Хотя наказывать детей неприятно, иногда это необходимая часть родительства. Ребёнок должен понимать, когда он неправ, и что за поступками следуют последствия. Научите его брать на себя ответственность за свои действия и быть готовым принять наказание (или похвалу).
В чем разница между дисциплиной и наказанием?
Хотя многие родители думают, что дисциплина и наказание — это одно и то же, это не так.
Дисциплина — это способ обучения и улучшения хороших отношений между родителями и детьми. Когда вы дисциплинируете, вы должны хвалить ребёнка вместе с указаниями твёрдым тоном. Ваша цель — улучшить его поведение.
Наказание негативно; вы налагаете неприятное последствие, когда ребёнок что-то делает или не делает. Наказание — это часть дисциплины, но лишь малая часть.
До 3 лет, а иногда и позже, дети просто не понимают концепцию наказания. Установление границ — гораздо лучший подход, чем наказание. Большинство детей реагируют на чёткую, спокойную и уверенную установку границ допустимого поведения.
Когда при агрессии у ребёнка обращаться к врачу?
Если ребёнок кажется необычайно агрессивным дольше нескольких недель, и вы не можете справиться с его поведением самостоятельно, обратитесь к педиатру. Другие предупреждающие признаки включают:
- Физический ущерб себе или другим (следы от зубов, синяки, травмы головы).
- Нападения на вас или других взрослых.
- Изоляция в группе детского сада, когда ребёнка не пускают к остальным, или отказ родителей его друзей идти на совместные прогулки.
Самым важным предупреждающим признаком является то, как часто случаются такие вспышки ярости. Иногда дети с расстройствами поведения могут обходиться без инцидентов в течение нескольких дней, недели или двух. Они могут даже вести себя довольно очаровательно в это время. Однако мало кто с таким нарушением может прожить целый месяц, не попав в неприятности хотя бы раз. Поддерживайте тесную связь с воспитателем, учителем ребёнка, чтобы контролировать его поведение.
При расстройствах поведения есть несколько эффективных способов поощрения хорошего поведения и пресечения плохого. Их можно использовать для установления подхода, который работает как дома, так и вне его. Прогресс может быть медленным, но такие программы обычно достаточно успешны, если начинать их, когда расстройства поведения только начинают развиваться. Подробнее об этой проблеме читайте в статье «Кризис возраста или расстройство поведения у ребенка?».
Использованы фотоматериалы Unsplash