На работе человека поджидают множество раздражителей, вызывающих стресс и ухудшающих настроение. В основном в этом винят сложные деловые вопросы, строгий дедлайн, задержки по оплате труда, конфликты с начальством или партнерами. Но есть еще и менее заметные факторы, которые тоже плохо сказываются на психологическом здоровье человека. Вот лишь несколько из них:
Домашние хлопоты
Если рабочие вопросы лучше оставлять на работе, то бытовые и личные проблемы — дома. Иначе они могут негативно повлиять на рабочий процесс, провоцируя стресс. Человек, погруженный в размышления о семейных неурядицах или проблемах с бытом, теряет немало времени, энергии, а вместе с тем и бдительность, что не лучшим образом сказывается на производительности труда. Как только работник зашел в офис, ему нужно постараться абстрагироваться от личных вопросов и целиком погрузиться в работу.
Тесное помещение и неудобная мебель
Даже если работа человеку нравится, отношения с коллегами, как и с начальством замечательные, нет серьезных конфликтов и аврала, неустроенное рабочее место тоже может вызывать стресс и негативные эмоции. Слишком тесное помещение, плохое освещение, неудобная мебель легко портят настроение и плохо влияют на рабочий процесс. Если такой фактор присутствует, то нужно, не откладывая, решить проблему, при необходимости подключив начальство. По закону, каждый официальный работодатель должен предоставить сотруднику комфортные и безопасные условия для работы.
Стресс из-за рутины
Если работа превращается в монотонный процесс, повторяющийся изо дня в день, то она постепенно перестает приносить радость, а наоборот, приводит к раздражению и стрессу. Как только человек это почувствует, ему нужно своевременно принять меры, чтобы не допустить негативного настроя. Можно немного поменять деятельность, обстановку на рабочем месте, поучаствовать в корпоративных мероприятиях. Если основная деятельность проходит преимущественно в офисе, можно попросить руководство, чтобы оно чаще организовывало командировки.
Натянутые отношения с коллегами
Речь идет не только о постоянных конфликтах. Стресс может провоцировать и просто отсутствие общения с коллегами, отказ от участия в корпоративной жизни. Возможно, так остается больше времени на работу, однако отношения с окружающими и психологическая атмосфера в офисе постепенно портятся. Несмотря на увлеченность работой, важно соблюдать простые привычки вежливости и этикета: быть приветливыми, уметь вовремя помочь или поддержать коллегу, порадоваться общему успеху.
Частые командировки
С одной стороны деловые поездки привносят в рабочую рутину разнообразие, новые впечатления и ценный опыт. Однако слишком частые командировки тоже могут спровоцировать стресс. Согласно недавним исследованиям, люди, путешествующие по работе две и более недели в месяц, гораздо чаще испытывают симптомы тревоги и депрессии. Среди них много курящих и страдающих от бессонницы. К тому же частые отсутствия человека дома могут плохо повлиять на отношения в семье. В таких случаях нужно обратиться к руководству с просьбой сократить количество поездок или перевести на другую должность.
Неуверенность в собственной компетенции
Плохая самооценка — уже почва для развития стресса, особенно когда она связана с неуверенностью в собственном профессионализме. Если человек все чаще замечает, что окружающие его коллеги более компетентны в деловых вопросах, чем он, это привносит психологический дискомфорт в его жизнь. В нем зарождаются комплексы, пропадает уверенность. Однако при большом желании всему можно научиться. Стоит обратить внимание на курсы повышения квалификации, семинары, тренинги, некоторые из которых готово оплатить руководство.
Нарушенный режим питания
Несмотря на большое количество информации о вреде неправильной диеты, многие люди все же забывают, что питание играет важную роль в поддержании не только физического, но и психологического здоровья. Постоянные перекусы, еда на ходу и фастфуды ведут к дискомфорту и болям в желудке, что также увеличивает стресс. Желательно не пропускать основные три приема пищи и есть полноценную горячую еду, отказавшись от привычки перекусывать всухомятку.
Унылый вид из окна
Такой незначительный, на первый взгляд, фактор тоже может стать провокатором стресса. Если, к примеру, окно выходит на сплошную бетонную стену, руины или масштабную стройку, то вряд ли человек сможет зарядиться положительной энергией, любуясь такой унылой картиной. На помощь могут прийти умиротворяющие произведения искусства на стенах офисах или фотографии на рабочем столе. Можно завести на полке фотоальбом с красивыми пейзажами, животными или другими приятными глазу изображениями.
Шумное окружение
Избыток шума крайне негативно сказывается на здоровье в целом. Если по какой-либо причине вокруг рабочего места стало слишком шумно, то важно поскорее исправить эту ситуацию. Особенно громкие или раздражающие звуки мешают сосредоточиться во время выполнения ответственных заданий. Об этом стоит сообщить руководству, поскольку по закону об условиях труда, оно должно обеспечить сотруднику соответствующие для его работы условия.
Плохо работающая оргтехника
У офисной техники бывает свой режим работы, который может не совпадать с установленным человеком графиком. Иногда она ломается в самый неподходящий момент, нарушая все планы. Такие ситуации быстро выводят человека из себя, заставляют его нервничать и испытывать сильный стресс. Не менее негативно сказывается на психологическом состоянии сотрудников периодические, но незначительные сбои техники: зависание или медленная работа компьютера, плохое качество печати принтера, шумы в телефоне. Если это происходит уже несколько дней подряд, то лучше поскорее решить эту проблему, не испытывая нервную систему.
Сплетни и секреты
Общение с коллегами — это возможность наладить отношения с ними, поддержать хорошую психологическую атмосферу в офисе, отвлечься и немного отдохнуть от работы. Но во всем полезна мера. Иногда сотрудники так увлекаются беседой, что от отвлеченных тем переходят на откровенные сплетни. Это не только неэтично, но и плохо сказывается на производительности труда. Свежая сплетня начинает волновать человека и занимать все его мысли, и работа постепенно отходит на второй план. В результате сотрудник расстраивается и раздражается из-за невыполненной цели. Не стоит заводить привычки сплетничать. С коллегами можно хорошо общаться на деловые или отстраненные темы: погода, покупки, дети, путешествия, хобби.
Привычка часто проверять электронную почту
Высокие технологии во многом облегчают процесс работы, однако при чрезмерном их использовании часто приводят к усталости и стрессу. К примеру, такая распространенная привычка среди деловых людей — проверка электронной почты. Некоторые сотрудники делают это практически через каждые пять минут, что очень отвлекает от непосредственных задач и заставляет нервничать. Кроме того, у многих на мобильных телефонах есть почтовое приложение, которое каждый раз сообщает о новых письмах. Отвлекаясь на такие сигналы, человек также теряет свое драгоценное время. Лучше на период работы их отключить, а почту проверять хотя бы через час.