Психологи всего мира бьют тревогу: современные родители нацелены на курс непременного успеха своих детей и для этого результата готовы положить все силы и средства. В самом желании нет ничего плохого, но неумеренное рвение может сделать ребёнка глубоко несчастным. Как этого не допустить? Рассмотрим определенные ошибки взрослых, которые могут привести к неврозу ребёнка. У ребёнка появилось стремление выдернуть волосы или обкусывать ногти? Обязательно послушаем мнение детских психологов.
Делегирование душевной теплоты
Как правило, современные женщины не имеют возможности и желания сидеть с ребёнком и воспитывать его до полного совершеннолетия. Мама 21-го века хочет состояться не только как любящая жена и заботливая мама, не меньше она желает стать успешным сотрудником, а, может быть, и руководителем. В таком случае мама неминуемо делегирует больше воспитательных задач няне, бабушкам, воспитателям детского садика. В итоге период с 3 лет, а то и раньше, и до школы проносится мимо. А ведь мама по-прежнему много значит для малыша.
Хорошо, если по приходу домой мама переключается на переживания, мысли и режим ребёнка. Но чаще мама приходит уставшая, у нее скопилось много домашних дел (а то и, порой, недоделанных рабочих). Она искренне счастлива, когда малыш с распростертыми ручонками бежит к ней, обнимает и целует, но уже через 20 минут она погружается в домашние заботы. Не позаниматься с ребёнком или пропустить вечернее чтение уже не кажется преступлением (с ним же позанимались днем!). Получается, мама физически может быть рядом в редкие вечерние часы, но практически она уже не понимает его так хорошо, как раньше, когда находилась с ним круглые сутки.
Выход из положения: необходимо создавать моменты, когда вы с малышом находитесь один на один, хотя бы на полчаса в день. Отключите мобильный телефон, забудьте про компьютер и телевизор. Перенесите все свое внимание на ребёнка. Даже не очень важно, чем вы будете заниматься. Говорите обо всем на свете, обнимитесь. Расскажите друг другу о мечтах, мыслях, переживаниях и надеждах. Так формируются доверительные отношения и поддерживается эмоциональный контакт, который установился между вами в первые годы жизни.
Не слушаем своего ребёнка
Когда перед нами стоит цель как можно больше вложить в ребёнка, появляется опасность много раздавать указаний, много говорить самому и бежать-бежать-бежать: на «спорт», кружки и тренинги.
Путь решения: спрашивайте своего ребёнка о пережитых эмоциях и дайте ему возможность о них рассказать! Слушайте своего ребёнка, если он заговорил — не перебивайте. Если вы научите ребёнка с самого раннего детства осознавать свои чувства и переживания, а также уметь их выражать, рассказывать взрослому — это очень ему поможет.
«Ты самый лучший»
Разумеется, искренне радоваться успехам своего малыша крайне необходимо. Но если мы пользуемся этим инструментом слишком часто, эмоционально и не вполне искренне, — мы можем оказать ему не самую лучшую услугу. В какой-то момент он обязательно столкнется с тем, что в чем-то он далеко не первый, кто-то из малышей обязательно будет более быстрым, ловким, будет быстрее читать, выше прыгать и т. п. Это может привести к разочарованию в себе и даже тяжелой психологической травме и неврозам. Что делать? Необходимо перестроить свою речь с идеалистичных формулировок на более реальные и если вы видите, что какая-то работа ребёнка имеет изъяны, — не бойтесь ему об этом сказать.
Ручному труду — бой
Конечно, в наши дни быт горожан максимально облегчен: нам помогают посудомоечная машина, пылесос, утюг и прочая техника. Но и в этих условиях не приученные к порядку дети порой не выполняют элементарного: не моют посуду, не протирают пыль и не поливают цветы, например, а с собакой гуляет папа. Между тем, повышенная возбудимость и эмоциональность современных детей вызвана не только компьютерными игрушками, мультиками и фильмами, но и элементарной ленью. Когда трудятся руки, головной мозг при этом усваивает полученную в течение дня информацию, утверждают физиологи и нейропсихологии. Терапия трудом — лучшее средство для формирования терпения, спокойствия, а также ответственности.
Комментарии экспертов
Усик Мария Андреевна, психолог психологического центра «Индивидуализация», г. Санкт-Петербург
Когда ребёнок грызет ногти, рвет волосы, если еще при этом наблюдается потеря аппетита, бессонница, плаксивость и частые истерики, то можно заподозрить невроз навязчивых состояний или движений. В любом случае заявленное поведение является способом самоуспокоения. А это значит, что существует психическое напряжение, повышенная тревога, страхи, возможно на фоне конфликтов дома, или адаптации к саду или школе, слишком высоких требований к ребёнку и мн.др. Причину можно выяснить только на приеме у детского психолога. Если такое поведение появилось недавно, вспомните, какие изменения произошли дома, в семье, или в саду, в школе. Когда ребёнок рвет на себе волосы — это также может быть символическим актом самонаказания. Здесь также надо обратить внимания на детско-родительские отношения, так как часто это может быть итогом завышенного уровня притязаний родителей.
Артем Толоконин, психолог, психотерапевт, основатель Центра семейной психологии и психотерапии, автор уникальной методики восстановления и сохранения семей и отношений, к.м.н.
Почти всегда это говорит о серьезных проблемах, а точнее о том, что ребёнок находится в состоянии стресса. Кусая ногти, он себя просто пытается успокоить. Надо, впрочем, понимать, что степень стресса может различаться. Одно дело, если ребёнок грызет ногти время от времени — раз в несколько недель, например. Тогда нужно постараться выяснить, на какую ситуацию у ребёнка идет такая реакция и не допускать ее повторения. Совсем другое, если ребёнок грызет ногти постоянно, иногда до мяса, а уж тем более рвет волосы — это всегда признак острого невротического состояния, которое нужно лечить с привлечением психолога или психоневролога. Он сможет определить причины и назначить правильную терапию. Самостоятельно решить эту проблему родителям не удастся и лучше не тянуть время, которое всегда дорого.