Чем руководствуются родители, никогда не говорящие «нет» и «нельзя» ребёнку? Зачем кусать малыша в ответ на его укусы? Чем обосновано воспитание детей, как маленьких взрослых? Каких целей достигают родители, никогда не использующие подгузники MedAboutMe разбирается в эффективности удивительных нестандартных приемов и рассказывает, стоит ли их применять и как они работают.
Нельзя ребёнку говорить «нельзя»
Перефразируя детскую игру, основное правило данной воспитательной концепции звучит, как «нельзя» и «нет» не говорите. Родители, следующие данному способу, сообщают, что дети значительно реже проявляют непослушание, упрямство, и кризис трех лет с его негативизмом проходит намного легче. Исчезновение категорических форм запретов со стороны взрослых приводит к меньшему сопротивлению ребёнка воспитательным практикам.
Что говорят эксперты? У этого метода масса достоинств и один недостаток: необходимость постоянно следить за своей речью. Достаточно непростая цель — изгнание запретов из своей речи — оправдывает себя. Как же этого добиться?
Не стоит думать, что эти родители позволяют все своим детям, как раньше считали о японском стиле воспитания. Никаких запретов, по крайней мере до пяти лет (а там уже все привыкают и не возвращаются к старой схеме) означает лишь, что все неверные поступки ребёнка, которые необходимо пресечь, сопровождаются комментариями и объяснениями «Мы не кусаемся», «У нас не дерутся» или «Если будешь трогать плиту — обожжешь палец. Ой, горячо!».
Специалисты и раньше советовали приберегать однозначные запреты для глобальных, опасных для жизни вещей и событий, это позволяет снижать количество капризов и непослушаний. Ребёнок, которому предоставляют выбор («можешь трогать плиту, но на руке будет ожог») или очерчивают свод правил поведения с объяснениями, ощущает себя полноценным участником отношений, а не подчиненным перед строгим начальником.
Стоит взять такой метод воспитания детей на заметку? Однозначно. А если слова «нет» и «нельзя» все еще проскальзывают в речь, сопровождайте их комментариями и разъяснениями: «Камни с улицы мы не облизываем, потому что они грязные».
Отзеркаливание детских истерик
Некоторое время назад американский педиатр, Харви Карп, предложил и поспособствовал распространению метода борьбы с детскими истериками путем их отзеркаливания. В ответ на капризы и валяния по полу взрослым предлагалось поступать точно также. Что теперь скажут эксперты?
Ну, во-первых, если кто и использует этот метод, то его не увидишь в публичных местах, где малыши бросаются на пол и бьют ногами чаще всего. Наверняка эти родители подобные методики приберегают для своих домов и квартир.
Во-вторых, такая методика может работать иногда, с детьми постарше, которые уже могут управлять своими капризами и способны взглянуть на себя со стороны. Переведя накалившуюся ситуацию в русло смеха и юмора, можно начать договариваться с ребёнком о причине конфликта.
Ну а малышей подобное представление просто может запутать, да еще и дать им неверное представление о приемлемых рамках поведения. Эксперты говорят этому способу «нет».
Разговариваем с грудными детьми, как со взрослыми
Никто, конечно, не обсуждает с младенцами новости финансового рынка или историю кибератак. Но эти родители (чаще всего папы) не хотят сюсюкать, лепетать и гулить. Они начинают свои разговоры и поддерживают диалог с грудничком вполне по-взрослому.
Что скажут эксперты? С одной стороны, исследования доказывают, что использование настоящих слов в общении с ребёнком вместо лепета, даже до начала речи, повышает уровень развития отдельных отделов мозга и способствует увеличению словарного запаса. Так что, такое воспитание детей в чем-то оправдано.
С другой стороны, доказано, что матери в разговорах с детьми инстинктивно используют самый высокий голос, специфические интонации и растягивают гласные в словах, и делают это не просто так: подобные приемы наилучшим образом помогают младенцам усваивать мелодику, ритм и произношение слов родного языка. А это значит, что даже серьезные разговоры надо проводить «особым» голосом.
Интересно, что женщины похожим образом общаются вообще со всеми детенышами. Однако разговаривая с котенком или щенком, они не тянут гласные в словах, ведь зверята не будут осваивать речь. Это один из базисов материнского инстинкта. Не верите? Проверьте «разговор» с котенком и младенцем.
Как еще простимулировать речевое развитие? Эксперты советуют много разговаривать с ребёнком даже до начала его ответных речей. Но не просто болтать в его присутствии неважно о чем, а комментировать свои действия: «Я собираюсь менять тебе подгузник, чтобы ты был чистым», или «Я надеваю любимые синие джинсы». Когда ребёнок начинает реагировать в ответ, побуждайте его, задавая вопросы. Например, на просьбу о соке, выраженную мычанием и тыканьем пальца, возьмите сок, покажите и спросите: «Ты хочешь этот сок?». Это инициирует ответную реакцию детей и побуждает их начать разговаривать раньше.
Воспитание детей укусами: око за око?
Некоторые взрослые всерьез рекомендуют дать детям прочувствовать, что это значит — быть укушенным или получить удар кулачком. Хотя в теории этот метод воспитания детей, кажется, имеет смысл и в некоторых случаях работает, эксперты крайне не рекомендуют придерживаться подобного мнения. Не надо кусать малыша в ответ на его укусы. Во-первых, делая так, вы признаете, что кусаться в принципе можно, а во-вторых, что кусать ребёнку конкретно вас нельзя, потому что вы сильнее. Крайне редко момент укуса совпадает со стадией понимания, что это не приемлемо, потому что другому тоже больно. Но все равно — см. пункт 1: кусаться можно.
Воспитание детей базируется на донесении сообщений и разъяснении правил. При укусах надо сообщать, что «мы не кусаемся», «ты делаешь мне больно, мне это не нравится», использовать методы тайм-аута, выхода из игры, из контакта. Если же ребёнок кусается, потому что у него режутся зубы, вместо того, чтобы ругаться, предложите то, что можно кусать: «Вот твой грызунок, и не надо кусать маму». Цель: отвлечь и перенаправить действие в нужную сторону, донести необходимую информацию до малыша — вместо того, чтобы спутать его своими поступками, кусая его, чтобы он понял, что кусаться нельзя.
Жизнь без подгузника: не для слабых духом родителей
Воспитание «голопопов», как известно от тех, кто следует этому методу, не для слабаков (а также не для домов с коврами и белыми диванами). Родители, исповедующие такую методику высаживания на горшок с рождения, иногда используют подгузники в качестве резерва «на выход» или в экстренных ситуациях, но в целом ежедневно и еженочно стараются обходиться без них. Вместо этого они используют свое внимание и интуицию, оттачивая навык распознавания сигналов, когда малышу необходимо сделать свои горшечные дела.
Цель данного метода воспитания детей — находиться в гармонии с природными ритмами ребёнка и способствовать его скорейшему обучению понимать свое тело. Причем данный метод отнюдь не подразумевает, что малыша высаживают на горшок по расписанию и держат там до завершения процесса, как в старые ясельные времена.
Звучит слишком сложно и трудоемко? Эксперты говорят, что совсем необязательно следовать такой методике с самого рождения. Но к моменту готовности использования горшка вам, скорее всего, придется освоить этот способ в той или иной его вариации (подгузники для приучения к горшку работают медленнее, чем их отсутствие), так как он наилучшим образом помогает ребёнку прочувствовать свое тело, а родители могут сообщить и продемонстрировать, как и что происходит, и куда надо девать эту желтую жидкость. В горшок!