Стакан наполовину пуст или наполовину полон? Люди, которые смотрят на жизнь с оптимизмом, не только лучше справляются с жизненными невзгодами, но и отличаются более крепким здоровьем и — да, более счастливы. Например, статистика утверждает: у оптимистов шансы прожить до 100 лет значительно выше, чем у пессимистов. Психическое и физическое благополучие взрослых во многом базируется на умении видеть во всем светлую сторону, и дети — совсем не исключение. MedAboutMe рассказывает, как родители могут помочь ребёнку вырасти более оптимистичным и с уверенностью смотреть в будущее.
Родители, прекратите жаловаться на жизнь
Воспитание — процесс двусторонний. Невозможно обучить ребёнка навыкам психической саморегуляции под девизом «Делай, так, как я говорю, а не так, как я делаю». Личный пример, собственное отношение к жизни — вот что в 99% случаев копируют наши дети.
«Мы каждый день опаздываем в детский сад!», «Ты все время плохо ешь», «Какой ливень! Мы никогда не дойдем до школы». Знакомая мелодия? А ведь можно жаловаться не только на факты, связанные с детьми и погодой, но и на отсутствие денег, пошатнувшееся здоровье, проблемы на работе — у всех есть масса поводов для подобных сентенций.
Однако сосредоточенность на негативных мыслях и разочарованиях, ожидание их в будущем — это классический образец пессимизма, вечно наполовину пустой стакан. Вместо этого надо пытаться вспомнить, что же было хорошего за день: сдали важный проект на работе, на почте совсем не было очереди, а в палисаднике почти расцвели нарциссы.
Хорошо помогает изменить привычный ход мышления игра в подведение итогов за день, например, во время ужина. Что было самого хорошего сегодня? А что особенно не понравилось? Каждый делится своим опытом, получает обратную связь (причем никаких «я же говорила» произносить не дозволено). В конце необходимо выразить уверенность, что «у нас всех есть надежда: завтра будет лучше».
У этого способа есть и дополнительный бонус: перестав жаловаться, по крайней мере, в присутствии детей и членов семьи, многие родители отмечают улучшение психоэмоционального самочувствия. Уберем эту заезженную пластинку и сменим надоевшую жалобную мелодию: это пойдет на пользу всей семье!
Стремление ребёнка к целям и достижениям
Дети лишаются возможности вырасти оптимистами, если родители не предоставляют им шанс доказать свою ценность, обрести уверенность в своих силах — «я могу!». Начинать стоит с малого: можно повесить список с картинками, что ребёнок должен сделать, встав утром с постели (переодеться, убрать пижаму, заправить кровать, почистить зубы).
Нацеливание детей на выполнение простых заданий позволяет им ощущать себя способными к свершению и чего-то большего. Домашние дела — то, с чем дети сталкиваются каждый день и уверяются в своих способностях. Разумеется, если они подобраны в соответствии с возрастом: двухлетка может собрать кубики в коробку, трехлетний ребёнок — отнести грязное белье в корзину, в 4 года можно складывать грязную посуду в раковину и помогать накрывать на стол, а в пять и шесть лет уже можно сортировать белье, расстилать кровать, подметать, убирать вещи и игрушки — да мало ли возможностей для ежедневных свершений!
Конечно, важно, как родители относятся ко всему процессу. «Это было непросто, но ты справился сам. Ты справляешься все лучше каждый день!» мотивирует намного лучше, чем «Разложила сама диван? Отлично, теперь всегда так будешь делать, а я наконец отдохну».
Бонус: у родителей действительно становится чуть меньше дел по дому. Это ли не повод взглянуть в будущее с оптимизмом?
Поощряем детей на разумный риск
Родители в большинстве своем стараются оградить детей от боли и разочарований. Нельзя залезать так высоко, опасно кататься с этой горки и уж точно невозможно поехать на школьную экскурсию без мамы, о каком летнем лагере может идти речь? Для большинства видов деятельности мы склонны переоценивать риск и считать ребёнка слишком маленьким, неумелым, несамостоятельным.
Во-первых, навыки сами не развиваются, если не давать им такую возможность. А во-вторых, подобное отношение взращивает в детях не то, что сомнения — уверенность «я так не могу». Другие в группе и классе могут, а я нет. Так мама сказала.
Мы не хотим, чтобы дети росли неуверенными нытиками. Мы хотим, чтобы у них все получалось — и поэтому стоит «отпускать поводья» и разрешать немного рискнуть тут и там, сначала с подстраховкой, а потом и самостоятельно съехать с горки. Потому что цель не в том, чтобы ребёнок боялся даже начинать что-то новое, а в том, чтобы однажды, спустившись по скалодрому или вернувшись с целой летней смены, он мог сказать: «Я это сделал!».
Сначала подумать — потом реагировать
Что хочется сделать в первую очередь, если малыш рыдает вечером в детском саду, потому что его весь день дразнили толстым? Срочно поговорить с воспитателем, позвонить родителям зачинщиков, наказать виновных и защитить кроху!
У родителей включается природный инстинкт, и нужно немалое самообладание, чтобы не давать ему возможность действовать во всех ситуациях. Обучить ребёнка приемам самозащиты — вот что даст ему возможность чувствовать себя уверенно и в отсутствие взрослых. И да, поможет «оптимизации» личности. «Номер один — я не толстый. Номер два — такое друзьям не говорят». С таким планом может справится и малыш, вот только выработать этот «проект борьбы с дразнилками» надо вместе.
Точно также важно не вмешиваться, если ребёнок слишком долго, на взгляд родителей, ищет кусочек к паззлу, решает простой пример, криво вырезает огурец из бумаги или неправильно мажет картинку клеем. Намного быстрее и симпатичнее будет поделка, сделанная взрослыми. Намного сложнее ребёнку будет оттачивать навыки и отращивать уверенность, что он может что-то делать самостоятельно сейчас и сможет это в будущем.
Боремся с трудностями вместе
У детей есть склонность к обобщению: на базе одного неудачного поступка вырастают «я не умею рисовать», «мне не дается математика», «я плохо играю в футбол», «у меня никогда это не получится».
Чтобы предотвращать такие выводы, надо, во-первых, стараться изменять точку зрения ребёнка. «Новые виды спорта всем поначалу даются непросто», «Ты пока еще не умеешь узнавать время по часам (рисовать кружок, строить песочные замки), но ты научишься».
Второй момент: необходимо пояснять маленькому эгоцентрику (а все дети эгоцентричны от природы), что он такой не один. Многим в классе пока не дается чистописание, да и мама поначалу плохо справлялась с примерами на деление.
И обязательно стоит напоминать о прошлых успехах. «Обучение чтению заняло почти два года, и это было совсем непросто. А сейчас ты все читаешь сам.»
Говорим «нет» ложным надеждам
Легче всего обнадежить ребёнка, придав ему ложное чувство комфорта и уверенности на ближайшее будущее. «Больно совсем не будет», «в новом классе все увидят, какой ты замечательный, и захотят с тобой дружить». Тот прием действует тактически и совсем не работает в стратегическом плане. Больно будет, а переходить в новую школу и начинать все заново совсем непросто.
Оптимизм фактически требует от нас мыслить более реально, нежели позитивно. Получать информацию и планировать шаги по преодолению проблемы. Как пережить боль от укола и какую игрушку взять в новую группу или что рассказать ребятам в новой школе, чтобы подружиться? Вот в таких реальных планах кроется взращивание оптимизма — как у детей, так и у взрослых.