С момента, как малыш появляется на свет (и даже раньше) родители хотят для этого ребёнка всего только самого наилучшего, включая ощущение счастья каждый день. Видеть радостные глаза, смеющееся личико ребёнка — лучшая награда. И с самого начала можно влиять на то, насколько дети счастливы сейчас и в будущем. MedAboutMe рассказывает о семи правилах и методах воспитания детей для увеличения количества счастливых дней в их жизни.
Правило воспитания детей номер один: отвечать на крики грудничка
Это кажется очевидным: ребёнок нуждается во взрослом с самого рождения и криком, плачем привлекает внимание. Ну а почему бы ему не потерпеть, пока мама закончит свои дела? В мире взрослых не спешат на помощь по первой же просьбе, так зачем «баловать» грудничка немедленным вниманием?
Понять, что не все требования и нужды выполняются сразу, малыш еще успеет, как и испытать горькое разочарование от этого факта. А в младенческом периоде суть этого правила воспитания (а это уже начало воспитания детей) — в создании уверенности в надежности и предсказуемости родителей. Они для него сейчас — весь мир, и если этот мир не поддается пониманию, то невозможно становится строить свои правила выживания.
Метод «дать ребёнку покричать» давно отвергнут специалистами, как способствующий развитию неврозов, неадекватного поведения, закрепления негативных черт личности. Это не означает, что родители должны подпрыгивать и нестись к младенцу на каждое пыхтение. Иногда дети плачут, и плачут или успокаиваются сами после первых вскриков. Но это значит, что именно сейчас необходимо уделять значительно больше времени потребностям младенца, чем всему остальному.
Удовлетворение потребностей, спокойствие, ощущение безопасности делают грудничков счастливыми. Дети переживают настоящие бури эмоций каждый день. По 20 раз в сутки что-то может тревожить и беспокоить, и эти волшебные руки, что поднимают и качают их, родители, которые кормят и устраняют дискомфорт, расправляются с расстройством и возвращают счастливую безмятежность.
Получая отклик, малыш учится понимать, что это место — безопасно, что эти люди о нем заботятся. Он обретает уверенность и смотрит в будущее с оптимизмом. Нельзя сказать, что ребёнок, проживший первые 9 месяцев без такого ощущения, не сможет потом стать счастливым человеком. Но ему это будет намного сложнее, чем обожаемому крохе.
Правило номер два: научитесь пеленать ребёнка
Пеленки, одеяла, специальные пеленальные коконы — то, что должно присутствовать в доме к появлению младенца на свет. Удобно укутанные, груднички «вспоминают» на физиологическом уровне о времени, проведенном внутри живота: без лишних раздражителей, болей, голода. Это вызывает так называемый «успокаивающий рефлекс» и помогает быть счастливыми.
По меньшей мере первые 4 месяца ребёнок нуждается в пеленании. Для некоторых детей это все, что потребуется для ощущения комфорта (помимо обычного кормления и смены подгузников), другим могут потребоваться шумовые эффекты, качание, насыщение сосательного рефлекса.
Правило третье: шум для счастья малыша
Так называемый «белый шум», шипение, гудение, ровное или с колебаниями тонов, имитирует те звуки, к которым малыш привык еще во внутриутробном состоянии, и напоминает ему о счастливых днях без необходимости адаптироваться к новому миру.
Можно инвестировать в специальные устройства, издающие белый шум. Многие родители отмечают, что младенцы быстро успокаиваются также при звуке включенного вентилятора, пылесоса, фена, помехах на радио.
Специалисты сообщают, что при подобных шумах дети быстрее успокаиваются и перестают плакать, а вот более низкие, вибрирующие шумы (двигатель автомобиля, газонокосилки) действительно способны умиротворить их, сделать счастливыми и сонными, так как именно такой шум похож на то, что плод слышит внутри живота через толщу воды.
Правило четвертое: не спешить вынимать палец или пустышку изо рта
Сосательный рефлекс используется не только для насыщения, но и для успокоения. Поэтому, как бы ни хотелось уже перестать искать и мыть пустышки или видеть почаще рот ребёнка без пальца в нем, стоит повременить. Удовлетворение этого рефлекса может затягиваться надолго, но беспокоиться в грудничковом периоде о нем явно не стоит.
Правило пятое: отращивать терпение
Месяцев через 8-9 после рождения, оглядываясь назад, родители понимают, насколько вырос ребёнок и как он отличается от этого пискливого кулечка первых дней. К году дети начинают понимать кое-что об эмоциональной связи и даже способны пожалеть папу, ударившего по пальцу молотком, и погладить больное место.
Однако это также означает начало непростых времен, когда появляются капризы, неуемные требования и истерики. Взрослые используют левое полушарие головного мозга, чтобы контролировать свои эмоции, но у детей оно еще недостаточно развито. Вместо контроля они могут кричать, бросать вещи, драться, кусаться, плеваться или, если родителям действительно «повезло», делать все сразу. Этот период пройдет, надо подождать и потерпеть.
Правило шестое: не поддаваться на провокации детей
Воспитание детей — процесс стратегический. Тактически во время истерики, особенно в общественном месте, хорошим решением будет все-таки выдать вожделенное мороженое и услышать в ответ тихое счастливое чавканье.
Стратегически мудрые родители так поступают в исключительно редких случаях. Малыши растут, и, начиная с года (а некоторые умницы и раньше) они постепенно улавливают логику событий: хочешь мороженое? Надо покричать, и его дадут!
Воспитание детей включает в себя развитие у них навыков самоконтроля и эмоциональной регуляции. Не поддаваясь на провокации, родители заставляют себя и окружающих дольше слушать крики ребёнка в данный момент, но сокращают период реагирования криками на неудовлетворенные просьбы. Через несколько истерик оставшийся без мороженого ребёнок поймет, что крик не приводит ни к чему хорошему, и надо вежливо попросить мороженое. Или согласиться сначала доесть-таки кабачок с морковкой.
Правило седьмое: родители, начинайте с воспитания себя
Еще один запрет? Еще одно «нельзя так делать»? Стоит посмотреть на все с другой стороны: мы же хотим научить детей нормально общаться. Поэтому стоит начать со своих навыков общения и эмоционального регулирования, искать способы разговора с ребёнком, которые помогут не усилить истерику или запретить проявлять чувства, но признать: да, ты сейчас расстроен, потому что мороженого не получил. И, как только накал страстей начнет стихать, объяснить, почему это лакомство недоступно ребёнку именно сейчас.