01.12.2016 2740

8 законов обучения «с пеленок», которые реально работают

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Сделает ли ребенок что-либо выдающееся в будущем или вырастет в серой посредственности — это будет зависеть от очень многих факторов, встреч, потрясений … и поддержки. В первую очередь, поддержки родителей. Да, родители будут любить свою «кровинушку» вне зависимости, вырастет ли чадо гением или раздолбаем, но святая обязанность любого родителя — обеспечить ребенку условия, в которых он мог бы вырасти личностью.

Будучи беременной, мама кушает морковку, рыбу и молоко в надежде, что ребенок получит необходимые микроэлементы для развития потенциала головного мозга. Когда ребенок рождается, зачастую поведение родителей сводится к заботе о внешнем уходе, или же наоборот, мама начинает штудировать все возможные методики раннего развития, и очень расстраивается, когда это развитие идет не такими быстрыми темпами, как ей хотелось бы. Что же действительно важно, и о чем не стоит забывать?

Мучение или все же обучение?

Мучение или все же обучение?

Когда ребенок мал, ему все интересно, абсолютно все. Если малыш чем-то заинтересуется, он будет завороженно делать это снова и снова, пока в его маленькой головке не выстроится логическая цепочка, он не сделает какие-то выводы или, наконец, ему это не надоест. Даже если родителям кажется, что он «считает ворон», на самом деле, он в это время постигает одну из тайн вселенной, и мешать ему в этом не стоит.

Итак, когда ребенок чем-то увлечен, не стоит ему мешать. Его стоит направлять именно тогда, когда ему наскучил предыдущий процесс. Если обучение преподносится правильно, оно никогда не будет восприниматься как наказание или что-то неорганичное. Это игра, в которую очень интересно будет поиграть. Ну, а если родителям не хватило придумки превратить обучение в развлечение, если они начинают медленно и методично что-то ребенку навязывать, у них просто ничего не получится: ребенок не будет этим заниматься и убежит без зазрения совести — примерно до семи лет уровень социализации не включает пункт обязанностей и терпения, делания «через не хочу».

Обеспечение развивающей среды

Обеспечение развивающей среды

Родительская лень может исходить из усталости, нехватки времени, но чаще из банального нежелания убирать последствия. Для ребенка будет интересно все, что вы дадите ему в руки — просеивать муку, катать шарики пластилина, раскрашивать кисточкой картинки, клеить фигурки. Даже если вы занимаетесь домашними делами, не бойтесь занять руки малыша каким-то материалом для творчества. Пусть вам придется потом отмывать от столика пятна краски, счищать пластилин или вытирать муку с пола, но счастливые глаза ребенка будут вам достойной платой.

Наскучило одно действие — предложите другое! К сожалению, маленькие дети очень подвижны, и как бы некоторым родителям не хотелось засадить малыша двух-трех лет за книжку или пазлы, надолго не получится. Жизнь маленького ребенка — это движение. И чем большим количеством вариантов для направления этой жажды деятельности придумают родители, тем более спокойно и радостно будет в их доме. Еще небезызвестный Корней Иванович Чуковский точно подметил, что в детском лексиконе гораздо больше глаголов, чем во взрослом. Когда рядом с ребенком что-то шумит, прыгает, падает или гремит, он верещит от счастья. Но когда дома ходят на цыпочках или стоит унылая тишина, дети начинают «разбойничать». И замирают лишь на время, когда по телевизору идет реклама. Почему? Потому что во время рекламного ролика разворачивается какой-то стремительный сюжет, который завораживает ребенка и утоляет его «голод» по скорости. Отсюда выведем один из «законов» успешного обучения:

Любое действие привлекательнее бездействия.

С этой точки зрения, различные пособия для раннего развития отнюдь не лишены ценности: они не ставят целью вырастить ребенка гением, их конечная цель — расширить кругозор, дать возможность для адекватного усвоения информации в будущем. Пособия Монтессори? Почему бы и нет! Карточки со словами Маниченко? Отлично, если малышу и маме весело их разглядывать! Наклеивать наклеечки? Слушать аудиосказки? Абсолютно любая деятельность будет во сто крат лучше, чем бездеятельность и праздношатание из угла в угол. И задача родителя — увидеть, что ребенок начал маяться, и предложить ему новую игру или задание.

Ранний старт?

Ранний старт?

Мы можем наблюдать по центральному телевидению за «удивительными» детьми, которые в неполные три-пять лет знают столицы государств или на память читают серьезные стихи великих поэтов. И мы невольно задаемся вопросами, а вдруг эти дети возгордятся своим талантом и притормозят в дальнейшем развитии (да, так бывает), зачем это нужно, наверно, это лишь родительская блажь? Если посмотреть с другой стороны, ребенок получает хорошую память, развитый язык, одобрение родителей — мы не знаем, что будет через пять лет, но сейчас плюсы раннего развития, без сомнения, не стоит сбрасывать со счетов. Конечно, при условии, что успехи ребенка получаются легко и естественно, без нажима (и ремня) родителей.

Как правило, дети, с которыми занимаются с малых лет, остаются впереди.

Позволим себе небольшое отступление. Все мамы знают, что вкусовые привычки у ребенка формируются в несколько стадий: сначала ребенок кушает лишь мамино молоко (без вопросов, жадно и вкусно), потом послушно глотает с ложечки практически весь прикорм, который ему предлагают (за редким исключением). После ребенок кушает лишь то, что ему понравилось — сладкий йогурт, куриный наггетс или печенье, — в то время, когда мама сетует, что ребенок стал разборчивым «малоежкой». Меж тем, во Франции, например, такая проблема редко существует, потому что мамы с самого раннего возраста стараются предложить ребенку как м