Всем родителям хочется, чтобы ребёнок хорошо и внятно разговаривал, чисто читал стихи. Но, к сожалению, некоторые детки лепечут на своём языке. Говорят простые слова, а сложные выговорить не могут. Это затрудняет общение со сверстниками, воспитателями и родителями. Чтобы развить речевые навыки, нельзя пренебрегать артикуляционной гимнастикой для детей.
Назначение гимнастики
Начинать делать упражнения для речевого аппарата нужно в 2-3 года. Они полезны всем, а не только малышам с задержкой речи. Такая гимнастика укрепит мышцы, участвующие в говорении. Кроме того, она позволит ребёнку освоить труднопроизносимые звуки.
Целью занятий является:
- усиление кровообращения в органах, участвующих в речи;
- тренировка чёткости произношения;
- развитие гибкости языка, щёк, губ, челюстей;
- подготовка речевого аппарата к произношению сложных слов;
- обогащение словарного запаса.
Если малыш в два года не разговаривает, артикуляционная гимнастика необходима. Она способна стимулировать говорение.
Правила
Детей очень трудно заставить делать то, что им не хочется. Поэтому лучше превратить гимнастику в игру. Поможет маленькое зеркальце, чтобы ребёнок мог наблюдать за своей мимикой и языком. Повторяйте задания по несколько раз, чтобы малыш мог понять задание и повторить движение.
Для эффективности упражнений необходимо придерживаться правил:
- Занятия надо начинать с артикуляционной разминки и упражнений на дыхание.
- У тренировок должна быть регулярная основа. В два года занятия нужно проводить через день, а в три года перейти на ежедневные тренировки. Длительность 15 минут.
- Упражнения проводятся в медленном ритме, который увеличивается при освоении навыков. Каждое повторяется от пяти до семи раз. Напряжение мышц при правильной артикуляции удерживается 5 секунд. Постепенно время увеличивается до 10 секунд.
- Занятия проводятся не раньше, чем за полтора часа до еды, или через такое же время после приёма пищи.
- Необходимо наблюдать за ребёнком во время занятий. Все трудные моменты записывать в дневник, и в следующую тренировку обращать на это внимание. При невозможности решить проблему самостоятельно надо обратиться к логопеду.
- Не забывать хвалить ребёнка, даже если у него не всё получается.
- Если малыш устал, нужно переключиться на другие занятия. Например, подойдёт пальчиковая гимнастика или рассказанное вами стихотворение. А затем вернуться к артикуляционной гимнастике.
Упражнения
Вот несколько упражнений артикуляционной гимнастики.
- Чистка зубов
Нужно широко улыбнуться и открыть рот. Кончиком языка проводить по внутренней стороне верхних и нижних зубов, создавая имитацию чистки.
- Шарик
Несколько раз надуть и сдуть щёки. Задержаться с надутыми щеками на 5-10 секунд, похлопать по ним кончиками пальцев.
- Качели
Нужно улыбнуться и открыть рот. Сначала поместить кончик языка за верхний ряд зубов, потом за нижний.
- Орешки
Закрыть рот. Кончиком языка в напряжении упереться сначала в правую щёку, потом в левую.
- Маляр
Губы растянуть в улыбке, а рот приоткрыть. Кончиком языка погладить нёбо, создавая имитацию покраски.
- Дудочка
Рот закрыть, зубы сжать. Губы в напряжении вытянуть вперёд.
- Гудок парохода
Широко улыбнуться с открытым ртом. Произнести протяжное ы-ы-ы.
Всего пятнадцать минут в день помогут вашему ребёнку правильно произносить звуки и освоить произношение слогов. Кроме того, совместное времяпровождение доставит удовольствие и ребёнку, и родителям. Можно включить в комплекс упражнений пальчиковую гимнастику, которая, как и артикуляционная, помогает обогатить словарный запас. Развитие мелкой моторики также служит развитию речи малыша.
Использованы фотоматериалы Unsplash