В соответствии с исследованиями, у одного из 88 детей сегодня диагностируют аутизм, вернее, расстройство аутического спектра. РАС сегодня — очень распространенное заболевание, хотя сложно говорить об эпидемии аутизма: диагностические методы становятся совершеннее, само понятие аутического спектра описывает те нарушения, на которые раньше не обращали внимания, считая особенностями характера. Однако, несмотря на масштабы и сроки изучения аутизма заблуждения, связанные с этим заболеванием, по-прежнему сложно разрушить. Дети и взрослые с РАС считаются особенными людьми, наделенными сверхталантами, ведут себя только определенным образом. Ну и, разумеется, практически все обыватели знают, кто виноват в возникновении РАС — врачи с прививками.
MedAboutMe рассказывает, какие заблуждения об аутизме стоит забыть, потому что они не соответствуют действительности.
Прививки как причина заболевания
Когда у нас случается что-то негативное, первым возникает стремление выяснить «Кто виноват?». Что вызвало возникновение у ребёнка расстройства аутического спектра? Экология, диета, наследственность, болезни родителей?
Эндрю Уейкфилд, британский гастроэнтеролог, медицинский исследователь и не очень честный человек предложил прямой и понятный ответ на вопрос «Кто виноват в аутизме?». Прививки, в частности, тривакцина корь-краснуха-паротит (MMR) была названа причиной возникновения изменений в организме детей, вызывающих симптомы аутизма.
Статья доктора, опубликованная в 1998 году, прямо указывала на связь прививки и развития аутизма у детей, что способствовало началу буквально массовой истерии, отказе от вакцинации и началу судебных исков с педиатрами.
Немного позднее выяснилось, что в судебных исках и компенсациях и заключался смысл «научного исследования» Уейкфилда, подделавшего данные детей. Доктор потерял и работу, и лицензию на медицинскую деятельность. Однако эффект от публикации был настолько велик, что до сих пор существует миф о связи данной прививки и расстройствах аутического спектра. Вероятно, это связано все с тем же желанием найти причину заболевания, а также с временным фактором — во многих случаях время интенсивной вакцинации и начало проявления неоспоримых симптомов РАС совпадают, хотя и не связаны друг с другом.
Ученые изучили множество случаев, и тех, на которые опирался доктор Уейкфилд, и массу новых, и пришли к выводу об отсутствии связи данной прививки и развития аутизма у детей. Более того, новые данные подтверждают, что первые симптомы (отсутствие глазного контакта) у некоторых детей можно заметить уже в возрасте двух месяцев и при отсутствии какой-либо вакцинации в анамнезе.
«Человек дождя» как собирательный образ
На втором месте по распространенности стоит миф о суперспособностях людей с аутизмом, как, например, у персонажа фильма «Человек дождя». Хотя образ, сыгранный Дастином Хоффманом, основан на поведении и особенностях реального человека с РАС, это не означает, что все дети и взрослые с аутизмом будут вести себя таким же образом и гениально рассчитывать, какая карта в покере еще находится «на руках».
Этот образ относится к возможному, но совсем не обязательному варианту развития ребёнка. Не у каждого человека в аутичном спектре развивается особый талант.
Тем не менее, часть людей с аутизмом имеют значительно более высокие показатели IQ, чем нейротипичные представители человечества, и новый взгляд на заболевание, выделяющий положительные черты, помогает людям с аутизмом адаптироваться к жизни, а компаниям — получать высококвалифицированных сотрудников.
Например, некоммерческая организация из Чикаго AspiriTech привлекает высокофункциональных взрослых с РАС в качестве тестировщиков программного обеспечения для технических компаний Северной Америки. Внимание к деталям, точность, следование поставленным задачам, высокие технологические навыки, встречающиеся у людей с РАС намного чаще, чем у нейротипичных, обеспечивают высокую скорость и точность выполнения работы.
Нейрофизиологи также переключают фокус внимания с дефицитов, которые создает аутизм, на профициты. Врачи поощряют родителей детей с аутизмом не чувствовать себя ограниченными диагнозом, но сосредотачиваться на желаниях и возможностях ребёнка. Многие дети с РАС (особенно с синдромом Аспергера) хорошо понимают математику, точные науки и технологические принципы, но также могут быть музыкантами или художниками. Если человек видит мир иначе, то этот навык стоит оттачивать, расширяя его возможности на различные области деятельности.
Детям «в спектре» не нужны друзья
В распространении этого мифа также обвиняют кинематограф (например, сериал «Теория большого взрыва»). Заблуждение про отсутствие потребности в общении и дружбе настолько устойчиво, что некоторые родители отрицают вероятность наличия расстройства у ребёнка, потому что ему очень интересны другие дети.
Но проблема детей с РАС не в отсутствии мотивации к дружбе, а в неразвитости правильных социальных инструментов. Если нет необходимых навыков, то нет и понимания, что делать, когда другой ребёнок говорит «Привет» или хочет играть в другую игру. А это осложняет развитие дружеских отношений.
Нередко дети с аутизмом становятся более социально изолированными по мере взросления, и нередко — не по собственному выбору. Со временем, сталкиваясь с невозможностью установить социальные контакты из-за отсутствия навыков и понимания, они перестают пытаться устанавливать или развивать отношения, хотя потребности в общении это не снижает. Именно поэтому это заблуждение так важно разрушать.
Аутизм можно вылечить
На данный момент это — миф. Аутизм — пожизненная дисфункция, от которой сейчас нет проверенного способа или лекарства, хотя всегда есть надежда на его возникновение.
Методы, апробированные немалым количеством родителей (витаминотерапия, диеты, хелирование и т. п.), научно не подтверждаются в качестве действующих. Специалисты считают, что при аутизме очень выражен эффект плацебо, и сложно определить, действительно ли у ребёнка есть улучшение, а главное — почему.
Хотя аутизм не поддается излечению, при помощи интенсивной поведенческой терапии дети могут получать недостающие им социальные и коммуникативные навыки. Так, исследование специалистов Университета Коннектикута, проведенное на 34 детях, показало, что некоторым пациентам удается «покинуть спектр» и нормально функционировать почти всегда. Хотя исследователям до сих пор не вполне понятно, почему именно эти дети так хорошо отреагировали на терапию, они заявляют об «осторожном оптимизме» в общем направлении лечения расстройств аутичного спектра.