Болезни всегда были постоянным спутником человечества, но не каждому заболеванию люди могли найти объяснение. А все непонятное неизменно влекло за собой множество слухов и мифов, например, о малярии, бубонной чуме и людях, пьющих кровь.
Болезни в мифах народов мира
Для древних народов характерны попытки придать сакральное звучание даже самым привычным вещам, которые они не могли объяснить рациональными причинами. Неудивительно, что многие болезни получили самые замысловатые трактовки, и таким образом сформировалась целая система всяческих примет и языческих суеверий.
На основе изучения заболеваний сложились и устоялись нормы, традиции, отразившиеся в виде народных примет или национальных традиций.
Все знания о болезнях из века в век распространялись в виде небольших изречений, а когда придумали знаки — люди стали записывать свои наблюдения. Первые документы медицинского направления можно встретить в источниках Древних Египта, Индии, Китая и Иудеи.
Нельзя не отметить главного: зачастую описания инфекций получались довольно точными, а способы лечения — вполне действенными. Например, в эпоху языческих верований люди видели разницу между болезнями с похожими симптомами лихорадки. Например, в мифотворчестве не зря появились демоны, ведьмы и богини — считалось, что они вызывают лихорадку разного вида. Древнерусские лекари знали, что есть немало болезней, сопровождаемых лихорадочным состоянием. Об этом свидетельствуют такие персонажи древнерусского фольклора, как двенадцать трясовиц (по количеству заболеваний со схожими признаками).
Малярия и бубонная чума в мифотворчестве
О малярии писали еще древние римляне, поклонявшиеся богиням, насылавшим трех- и четырехдневную лихорадку. Кроме того, древние лекари заметили взаимосвязь болот и малярии: человек, побывавший на болотах, часто заболевал малярией. Римский культ богини Мефитис также был связан с болезнью: по преданиям, божество вызывало болотную лихорадку, она же малярия.
В славянских преданиях тоже есть упоминания о малярии, связаны они с образом Параскевы Пятницы, которая переняла функционал ключевого божества славян — богини Макошь. Последнюю преимущественно почитали как богиню воды, но были у нее и отрицательные черты: якобы она насылала лихорадку-трясовицу. Что неудивительно: вода, особенно стоячая — один из источников размножения комаров, разносящих малярию.
Про лекарство от малярии гласит предание из южноамериканского эпоса, содержащее историю открытия хинина. В результате сильного землетрясения хинные деревья были вывернуты с корнями, отчего рухнули в озеро. Его вода приобрела горький вкус, и люди, жившие на берегу, ушли к другим источникам влаги. Но у озера остался человек, который страдал от сильной лихорадки и потому не смог уйти вместе со всеми в другое место. Ему ничего не оставалось, как пить горькую озерную воду, но вскорости понял, что совершенно здоров. Так люди поняли, что малярия ликвидируется с помощью хинина.
О чуме гласит шумерско-аккадский эпос о Гильгамеше: когда в столице появился бог Эрра, люди стали умирать от чумы. Гильгамеш отправился искать бессмертие, потрясенный гибелью множества своих подданных.
Исследователи полагают, что и в Библии есть отсылки к чуме, например, в Первой книге Царств: здесь говорится, что побежденные соперниками израильтяне принесли Ковчег — святыню с заветами Саваофа, чтобы подбодрить дух воинов. Но Ковчег не помог, а позднее его захватили филистимляне в очередном сражении, не зная, что в нем таится угроза: через некоторое время начались смертоносные эпидемии непонятной болезни. Тела зараженных покрывались язвами с корочками, больные страдали от болей и вскорости погибали. Участники сражений усмотрели в этом Божью руку, но, скорее всего, вспышку инфекции спровоцировали блохи, поселившиеся в ковчеге. А блохи всегда были разносчиками чумы.
Порфирия: кровь на закуску
Легенды о людях, пьющих человеческую кровь, есть в фольклоре разных народов. Это сейчас мы знаем о такой болезни, как порфирия, влияющей на выработку гемоглобина в организме. Среди ее признаков — зуд, кожная сыпь, язвы, возникающие от солнечных лучей, и в редких случаях — уменьшение (атрофия) десен, что приводит к обнажению зубов почти до самых корней. Но в древние века люди не могли найти объяснения таким симптомам, что привело к развитию очередного мифа — о вампирах.
Вампирические существа встречаются в ассирийских и вавилонских текстах, преимущественно это бесплотные демоны, которыми стали души человека, не сумевшие найти покой после смерти. Древнегреческий философ Филострат в книге «Жизнь Аполлония Тианского» писал о вампире, который стремится пожирать молодых, поскольку их кровь не только чиста, но и сильна. Прототипы людей, сосущих кровь, есть и на других континентах: на Филиппинах их называют мананангал, в Шотландии — бааван ши, а в Чили — пеучен.
Особенно миф о кровопийцах стал популярен на Балканах, когда в восточнославянских землях обрела славу история графа-вампира Влада Цепеша из Трансильвании, больше известного как Дракула. В XVIII веке в английских газетах появились заметки о выкопанных телах, на губах которых были следы свежей крови. Скорее всего, это были трупы людей, страдавших каталепсией: она приводила к такому состоянию, когда пульс не прощупывался, а человек становился недвижным. Его считали умершим и хоронили, а он приходил в себя уже в могиле, не в силах выбраться оттуда.
Когда-то считалось, что кровь — источник жизни, например, воины пили кровь убитого врага, чтобы набраться сил. И в целом кровь играла важную роль в ритуальных обрядах, жертвоприношениях, ее даже использовали в лечении некоторых заболеваний.
В славянской же мифологии производными от европейских вампиров стали упыри и вурдалаки, но в восточнославянской среде легенды о них не были столь распространены, как у южных славян.
В целом, мифологию можно назвать наукой древних или попыткой понять окружающий мир, которая вылилась в стройную систему сказаний и легенд, зачастую в метафорическом контексте рассказывающих обо всем, что видел человек.