Бывает так: стоит только узнать о какой-то новой вещи или идеи, как тут же начинаешь замечать ее повсюду. Эзотерики называют это бытовой магией, ученые — частотной иллюзией. В статье MedAboutMe рассказываем, почему не стоит волноваться, если вы раз за разом видите на дороге один и тот же синий автомобиль или покупаете по акции сосиски, которые ранее терпеть не могли.
Какой бывает частотная иллюзия
Это явление также называют феноменом Баадера-Майнхоф. Такое название появилось в 1994 году, когда в известной американской газете было опубликовано письмо читателя, в котором он рассказывал о том, как в течение одного дня он дважды встречал упоминания об организации под управлением Андреаса Баадера и Ульрика Майнхофа, о которой он никогда ранее не слышал. История показалась редактору забавной, и он ее опубликовал. Но каково же было его удивление, когда после выпуска в редакцию пришло множество писем от других жителей города, которые также стали внезапно встречать упоминание об этой банде.
В 2005 году профессор Арнольд Цвики, описывая подобные ситуации, предложил называть это явление «иллюзия частотности». Сегодня оба названия применяются в медицинской литературе.
Иллюзию частотности хотя бы раз в жизни испытывал каждый. Например, в понедельник человек заметил большой ананас в руках у соседа, выходящего из своего дома. Во вторник, среду и четверг он будет повсюду видеть ананасы — на рекламных плакатах, в супермаркетах и кафе. А в пятницу вдруг обнаружит себя с ананасом в руках на выходе из магазина — хотя с детства не очень любит этот фрукт.
Как это работает?
Ученые объясняют: все дело в селективном внимании. Однажды зацепившись за что-то, мозг будет снова и снова искать подтверждения в окружающей реальности.
Феномен частотной иллюзии изучал профессор из США Арнольд Цвики. Согласно его теории, это явление основано на двух составляющих: избирательном внимании и собственной предвзятости.
Селективное внимание основано на способности человеческого мозга из множества раздражителей выбирать только самый нужный стимул. Например, однажды обратив внимание на синий автомобиль — замечать на трассе только синие автомобили. Так у человека невольно складывается ощущение, что синие автомобили — повсюду, и их гораздо больше, чем машин других цветов.
Предвзятость подтверждения — это такая особенность восприятия, при которой человек заметит только то, что помогает ему быть правым. Например, в случае с машинами человек будет уверен, что синих автомобилей — очень много, и каждый день будет невольно находить подтверждения этому.
Таким образом, сначала человек находит что-то необычное и новое (замечает яркий синий автомобиль), затем начинает видеть это повсюду (замечает, что на трассе много синих автомобилей), и потом постоянно получает подтверждение этому (каждый день встречает хотя бы одну синюю машину по дороге на работу).
Частотная иллюзия неплохо объясняет склонность некоторых людей верить в теорию заговора. Например, человек узнает какую-то новую информацию об известном деятеле — а потом снова и снова натыкается на нее в разных источниках. Человеку начинает казаться, что раньше от него что-то скрывали, ведь он еще никогда не встречал этой информации в СМИ. На самом деле это не так, и «новые» сведения об известном деятеле всегда были на виду — просто человек не обращал на них внимания.
Частотная иллюзия встречается повсюду. Например, человек решил завести котенка — и начал изучать информацию о различных породах кошек. Ему больше всего запомнились сибирские котята — пушистые, красивые и добродушные. А на следующий день он по пути на работу увидел стенд с рекламой кошачьего корма, где пушистый сибирский котенок с удовольствием ест мясное рагу из красивой миски. Человек подумал: это знак судьбы, и решил завести сибирского котенка. Но на самом деле этот рекламный стенд был установлен здесь уже несколько месяцев назад, просто человек ранее никогда не обращал на него внимания — пока не начал выбирать себе питомца.
В чем польза частотной иллюзии
Феномен Баадера-Майнхоф применяется в маркетинге. Не случайно рекламу, обычно яркую и привлекательную, размещают там, где каждый день бывает много людей — на афишах у остановок, в торговых центрах, на радио и телевидении, на сайтах в интернете. Постоянное упоминание о чем-либо создает ощущение значимости этого явления. Люди невольно запоминают объект рекламы — и в дальнейшем замечают его на полках в магазинах.
С эффектом частотной иллюзии сталкиваются все посетители интернета. Стоит один раз набрать в поисковой строке «сладкие апельсины», как повсюду будет выскакивать реклама спелых фруктов, сладкого апельсинового сока и даже БАДов с ароматом апельсина.
Частотная иллюзия помогает расследовать преступления. Когда детектив занят изучением конкретного дела, его внимание приковано к подозреваемому или уликам — и он постоянно обращает внимание на детали, которые другим кажутся незначительными.
Частотная иллюзия помогает и в медицине. Например, если врач узнает о надвигающейся эпидемии, он станет более внимательным к ее симптомам — и сможет быстрее диагностировать болезнь у своих пациентов. В частности, так работает и онконастороженность. Если врач помнит о том, что злокачественные опухоли встречаются часто, он будет искать их симптомы даже у, казалось бы, здоровых людей — и выявлять опасные болезни на ранних стадиях.
Может ли иллюзия навредить
Частотная иллюзия может работать и против человека. Например, криминалист, сосредоточенный на поиске улик против одного подозреваемого, может пропустить другие важные аспекты расследуемого дела. Врач, который везде ищет онкологию — не заметить иных не менее опасных болезней. А обычный посетитель магазина — купить два килограмма разрекламированных сосисок, хотя диетолог запретил ему есть любые колбасы и копчености.
Таким образом, частотная иллюзия — это просто игра человеческого подсознания. Она делает жизнь интереснее и насыщеннее, но порой может вытеснять способность к критическому мышлению. Поэтому прежде чем утверждать, что в каждом дворе встречаются синие машины, спросите у себя: а вам не кажется? И прочитайте (на всякий случай) статью об иллюзиях.
Использованы фотоматериалы Shutterstock