Органичное вовлечение ребёнка в домашний труд может быть легким и приятным, даже очень интересным. Все трудности, как правило, формируются в результате не совсем корректных действий родителей. Портал MedAboutMe расспросил детских психологов о проблеме и готов поделиться информацией с вами.
Что не стоит делать в процессе приучения к труду
Рассмотрим действия взрослых, которые не только не будут стимулировать ребёнка вам помогать, но и надолго могут разрушить желание выполнять ваши просьбы.
Итак, что делать взрослым категорически не стоит:
- Рассчитывать на помощь, которая непосильна ребёнку по возрасту;
- Давать неприятные обязанности на стадии приучения;
- Не подавать личный пример, а только требовать;
- Ругать за результат и бросаться переделывать на глазах у ребёнка — такие действия отлично убивают мотивацию!
- Завышать критику: критичные замечания следует подавать только после похвалы и мягко, без резких слов и неприятных интонаций;
- Подгонять ребёнка и поторапливать: дайте ребёнку столько времени, сколько ему необходимо, ведь каждое действие для него в новинку и требует времени, с одной стороны, для осмысления действий (которые кажутся для взрослого простейшими), а с другой — для закрепления результата.
Сергей Ланг, психолог
На что стоит обращать внимание родителям в своих действиях? Во-первых, избегать выражений из серии: «Уйди! Я сама лучше сделаю!» Нет! Так вы только отобьете у ребёнка вообще какое-либо желание вам помочь. Во-вторых, не разграничивать обязанности по дому на «мужские» и «женские». Например, мытье посуды — это женское дело. Нет! Не создавайте ни себе, ни тому, кто будет жить с вашим чадом во взрослой жизни, лишних проблем. В наше время нет «женских» или «мужских» дел: вымыть за собой тарелку может каждый, и делается это гораздо чаще, чем забиваются гвозди и сверлятся стены. Поэтому и мальчики, и девочки, на мой взгляд, в равной степени должны привлекаться к домашним делам: уборке, мытью посуды и прочим вещам, которые хочешь-не хочешь, а во взрослом возрасте нам всем приходиться делать.
В-третьих, очень важный момент — домашние обязанности никогда не должны становиться наказанием за какие-то проступки. Обязанности обязанностями, а за проступки надо получать соответствующее наказание, поэтому не стоит вызывать у ребёнка негативное отношение к домашним делам таким образом — вы же хотите, чтобы он научился добровольно вам помогать. И, наконец, приучение ребёнка к чему-либо начинайте всегда с себя самого — дети учатся, глядя на нас, поэтому убирайте за собой, мойте посуду, складывайте вещи в шкаф, и ваш малыш обязательно будет делать то же самое.
Ребёнок растет в неполной семье: велик соблазн гиперопеки
Если складывается ситуация, что у мамы единственный ребёнок — сын, и она растит его одна, без помощи отца семейства (и вообще без лица мужского пола, дедушки, дяди), велик соблазн излить свои нереализованные чувства на мальчика. Одинокой матери приходится сложно, всю любовь она тратит на сыночка, но ему отнюдь не пойдет такое отношение на пользу — излишне беречь и опекать мальчиков не стоит.
Что может сделать мать, чтобы избежать такой ситуации? В первую очередь почувствовать себя женщиной и дать мальчику понять, что это ему, мужчине, нужно опекать маму и о ней заботиться. Чтобы не было ситуации, когда мать тащит тяжеленные сумки из магазина, а рядом идет подросток с пустыми руками, смотря на ходу в смартфон.
Важно не пропустить момент, когда маленькому мальчику можно и нужно доверять домашние обязанности. Например, мальчик должен быть аккуратным — в возрасте шести-семи лет малыш вполне может положить свои вещи на полку, убрать грязную одежду в стирку, а младший школьник вполне способен выбрать и приготовить себе то, что он наденет с утра в школу. Нужно только предложить ему и напоминать с вечера, прибавляя, как он своей маме поможет. Так формируется уважение: я, мама, тебе одежду постирала и погладила — за тобой выбор одежды и опрятность.
С раннего возраста мальчик должен знать, что маме нужно отдыхать — подумайте, что вы можете разрешить ребёнку, когда он рано проснулся, а вы хотите еще полежать. Например, он может залить соком мюсли и поесть, а также включить мультики (современные дети умеют включать пульт уже в годовалом возрасте) и полчаса маму не трогать. Если вариант с телевизором — не для вас, позаботьтесь, чтобы любимые конструкторы (пазл, машинка, наклейки, лист бумаги с карандашами) были в поле зрения и доступны для ребёнка. Так, между прочим, формируется и личное пространство малыша, которое мама не занимает полностью — что тоже важно для развития ребёнка.
Доска мотивации: отличное решение родителей!
Дело приучения ребёнку к домашнему труду пойдет намного веселее, если родители потрудятся соорудить (или приобрести) доску поощрений для ребёнка. Наглядность — важнейший принцип закрепления положительного результата, и маленький ребёнок не является исключением. Такой метод подойдет для детей от трех до десяти лет, он поможет не только видеть свои хорошие результаты, но и познакомит с днями недели, а также элементарным счетом.
На доску (лист бумаги) следует нанести не более пяти пунктов, которые вы хотите, чтобы ребёнок выполнял в течение недели. Варианты должны быть вполне конкретными — сложить игрушки в ящик после игры, вечером лечь спать без слез, идти в детский сад без капризов, убирать за собой посуду и т. п. В конце дня отметьте достижения ребёнка специальной наклейкой. Можно вести подобную работу только в будни, а выходные выдавать «призы». Озвучьте «награду», которую ребёнок получит в конце недели — поход в аквапарк, может быть, поход на аттракционы или дельфинариум? Для поощрения подойдет любое действие с положительными эмоциями, в том числе, например, любимый пирог ребёнка.
Калачикова Екатерина, детский психолог, ГБДОУ № 51, г. Санкт-Петербург
Это так просто и, одновременно, так сложно — вырастить папиного и маминого помощника! Просто — потому что сама природа позаботилась об этом! Начиная с 1,5 — 2-х лет наш малыш превращается в «повторюшку» и с важным видом протирает пол первой попавшейся под руку тряпочкой или стучит палкой-молотком, совсем как папа. Было бы что повторять! И тут, конечно, важно, чтобы для окружающих взрослых домашние дела не были пыткой, но были привычной, а иногда и приятной нормой жизни! Так что, известная мудрость — «начни с себя» — в вопросах воспитания помощника является как нельзя более кстати.
А сложно — потому что родители, само собой, сделают все быстрее и лучше, чем ребёнок. За взрослыми не нужно убирать или все переделывать. И только если вы понимаете, насколько драгоценно само намерение ребёнка — попробовать самому (пусть даже результат будет далек от совершенства, а процесс затянется на полдня), и какая награда вас ждет через несколько лет, вы сможете проявить чуткость и терпение, поддерживая свое чадо в получении нового опыта. То есть, один из секретов воспитания помощника в том, чтобы подмечать огонек интереса к домашним делам в глазах ребёнка и откликаться на это желание, следовать за ним с радостью и мудрым, принимающим терпением.