Школа дает знания и учит ребёнка социализации. Школьный коллектив — одно из первых мест, где дети приучаются общаться, строить отношения, защищать себя. Всем родителям хочется, чтобы школьная пора была счастливой, а дети, посещая уроки, не только получали информацию, но и развивались в соответствии со своей природой. Однако, не всегда ожидания родителей оправдываться. Однажды они замечают, что ребёнок отказывается посещать школу, становится тревожным, расстроенным, потому что у него не складываются отношения с педагогом, если ли тот ведет себя необъективно. Как быть в таких случаях родителям? По каким причинам учитель может относиться к ребёнку грубо, предвзято, неуважительно или агрессивно?
Личность педагога и общение с ребёнком
Профессиональная этика обязывает учителя проявлять справедливое и адекватное отношение к каждому ребёнку в классе, учитывая его индивидуальные особенности. Однако, так бывает не всегда. Если в семье ребёнка обижают, игнорируют, оскорбляют — он страдает. То же самое происходит с ним в классе, когда учитель демонстрирует подобное отношение. По каким причинам педагог может вести себя несправедливо или недопустимо?
Отсутствие профессионализма
Каждый учитель получает базовое, профильное образование. Задача его педагогической деятельности — не только передать знания ученикам, но и относиться уважительно к личности каждого из них. Далеко не у всех людей, работающих в школе, есть желание и способность соблюдать последнее правило. Низкий уровень профессионализма педагога проявляется в неуважительном отношении к ребёнку — он может запугивать его, оскорблять, насмехаться. Что делать родителям?
Ни в коем случае не терпеть, не смиряться с тем, что происходит, и не приучать к этому ребёнка. Психика и самооценка ученика может сильно пострадать, если он регулярно сталкивается с унижением, особенно на глазах у сверстников. Вопрос о непрофессионализме учителя, если у родителей есть явное доказательство этого, следует поднимать на уровне классного, школьного совета, обсуждать проблему с завучем, директором.
Личность ребёнка формируется не только в семье, но также во время обучения. Если родители вовремя не встанут на его защиту, то это может негативным образом отразиться на детской самооценке и уверенности в себе. Также, полезно пообщаться с родителями других детей, не нужно бояться переводить ребёнка в другой класс, школу.
Личная неприязнь к ученику
Многие родители считают, что учителя должны быть сдержанными, понимающими. Однако не всегда личные качества педагога соответствуют родительским ожиданиям. Бывает так, что учитель невзлюбил ученика с первого раза — чувствует раздражение по отношению к нему, не желает понимать и принимать особенности его характера. В таком случае, родители должны также встать на защиту ученика. Учитель совсем не обязан любить всех детей в классе, однако понимать индивидуальные особенности каждого, стараться находить подход и уметь управлять своими чувствами — входит в обязанности педагога.
Эмоциональная несовместимость ребёнка с учителем
Педагоги, несмотря на множественные требования, которые выставляет к ним школа и общество, обладают индивидуальными характеристиками, как и любой другой человек, и не всегда могут справляться с ними. Во многих случаях это может стать причиной появления конфликтов между взрослым и ребёнком. Так, например, активного учителя могут раздражать медлительные дети, а спокойному, неторопливому педагогу трудно работать с ребёнком, который не сидит на месте. На базе этих различий может легко вспыхнуть конфликт. Тогда родителям нужно откровенно поговорить с педагогом, рассказать подробно об индивидуальных особенностях ученика, дать подсказки — как лучше взаимодействовать с ним.
Что будет, если не поддерживать ученика?
Иногда родителям трудно становиться на сторону ребёнка, даже, если они понимают, что он страдает от несправедливого отношения в школе. Почему взрослые не всегда способны защищать своих детей? Большую роль в этом случае может играть собственная травма матери или отца. Если взрослый человек в детстве тоже подвергался нападкам со стороны педагога, часто был унижен, оскорблен и не находил поддержки у своих родителей, то ему может быть трудно оказывать ее своим детям.
Стыд и вина — чувства, которые в этой ситуации могут испытывать родители. Справиться с ними, пережить бывает трудно, гораздо легче заставить ребёнка слушаться, убедить его, что он сам виноват в том, что отношения с учителем не складываются. Дети в таком случае страдают дважды — от того, что им некомфортно находиться в классе и от непонимания близких людей.
Самооценка ребёнка без поддержки родителей страдает. Его реакции могут быть двух видов — он замкнется в себе, станет подчиняться, и тогда его границы будут постоянно нарушаться учителем или школьник начнет бунтовать против насилия по отношению к себе. Грубость, агрессия, неадекватное поведение ученика — последствия детского бунта. С таким сопротивлением ребёнка, которое, прежде всего, говорит о его попытках защитить себя, гораздо труднее справиться взрослым, нежели с тем, чтобы разобраться в школьном конфликте, когда он только начинается.
Если дети на любом жизненном этапе чувствуют поддержку взрослых, им живется легко, самооценка и уверенность крепнут, они не чувствуют себя хуже всех, не думают плохо о себе. Дети тоже могут ошибаться вести себя неправильно, поэтому родителям, прежде чем поддерживать и защищать их, следует понять — в чем именно виноват ребёнок, откровенно поговорить с ним, подсказать, как нужно себя вести с учителем и одноклассниками.
Что должны знать дети?
Далеко не каждый ребёнок станет рассказывать родителям о том, что у него проблемы в школе или он не нашел общего языка с учителем. В некоторых случаях, это приводит к серьезным проблемам, таким, как уход с уроков, обман, конфликты с детьми, потеря друзей в классе. Чаще всего, склонны все держать в себе дети застенчивые, впечатлительные, неуверенные. Родителям нужно хорошо знать своего ребёнка, уметь вовремя присматриваться к нему для того чтобы понять, что с ним происходит, от чего он расстроен, о чем тревожится.
Когда в семье сформирован хороший уровень доверия, то детям не составляет труда поделиться с матерью и отцом своими мыслями, переживаниями. Доверительные отношения формируются в семье, где нет привычки критиковать друг друга, присутствует понимание, близость и любовь. Чем больше дети доверяют родителям и могут рассказать им, тем меньше вероятность того, что они будут меньше страдать от несправедливого отношения в школе.
Заранее обезопасить ребёнка, оградить его от лишнего стресса можно, если родители, еще в начальной школе расскажут детям — как им нужно вести себя, если их личные границы нарушаются. Каждый ученик должен знать о том, что у педагога нет права причинять ему физическую боль, оскорблять, высмеивать перед всем классом, грубо отзываться о нем или его близких, создавать другие ситуации, в которых он может пострадать или чувствовать себя плохо.
Ребёнок должен знать, что никто не имеет права трогать его вещи без разрешения, пользоваться или распоряжаться ими. Школа — это место, где ребёнок может научиться отстаивать свои границы или вырастет человеком, у которого будут проблемы в этой сфере. Чтобы поддержать детскую самооценку и уверенность, родителям важно научить детей говорить «Нет», «Стоп», не бояться обращаться за помощью к другим взрослым, матери, отцу, директору.