Бывает так, что ребёнок большую часть времени находится в возбуждении — это нестабильное эмоциональное состояние, резкая смена настроения, возможны приступы ярости и агрессии. Иногда возбужденность проявляется как безудержное веселье, невозможность остановиться, шум и веселые крики.
Часто подобное детское поведение причиняет неудобства и мешает взрослым, особенно если это происходит не дома, а например, в поликлинике или магазине, в гостях или рядом с пожилыми людьми. Часто, пытаясь повлиять на такое поведение ребёнка, родители сталкиваются со сложностями, такими как: непослушание детей, их невозможность успокоиться, обиды, крики, слезы или еще большее возбуждение. Практические советы о том, как успокоить маленького непоседу приводятся в этой статье.
В чем проявляется возбужденность ребёнка?
Возбужденными называют детей, которые большое количество времени находятся в повышенной активности. Причем она проявляется не только на физическом уровне, когда ребёнок прыгает и бегает, вертится, крутится, может проявлять агрессию, все время куда-то бежит, спешит, хватается за разные дела и занятия, но также и на эмоциональном.
Возбужденность детского сознания отражается на настроении и самочувствии. Возбужденный ребёнок может быть встревожен, раним, криклив, активен. Бывает так, что повышенная возбудимость пересекается с подвижным темпераментом ребёнка — он может быть холериком или сангвиником, что усиливает его тревогу или чрезмерное веселье.
Ошибки родителей
Иногда взрослые приводят детей с повышенной возбудимостью на сеанс к психологу, думая, что с ними что-то не так. Однако прежде чем лечить детей от так называемых отклонений в поведении, нужно сначала разобраться в причинах возбудимости, а затем понять, как привыкли реагировать на нее родители. Самые популярные неправильные реакции взрослых на расшумевшихся детей:
- Гневные крики шлепки. Когда родители бьют детей за то, что те шумят или слишком громко веселятся, это приводит к нескольким негативным последствиям. Во-первых, агрессивной реакцией ребёнка можно напугать и он получит стресс, а во-вторых дети, которые привыкают к такой реакции взрослых, вскоре осознают психологическую связь между удовольствием и физической болью. Это значит, что они привыкнут к тому, что радость и положительные эмоции неизменно приводят к страданию.
Во взрослой жизни это чревато ожиданием того, что за все хорошее нужно платить и что не бывает радости без слез.
- Манипулирование чувством вины или стыда. Так часто делают взрослые, когда желают остановить возбужденные детские игры. Если делать это постоянно, то в скором времени у ребёнка сложится впечатление, что проявлять сильные чувства — радость, восторг, восхищение, тревогу или страх — стыдно и неправильно.
Родителям следует понять, что чрезмерная подвижность и возбужденность часто являются нормой для детского поведения. Не вступая в шумные и активные игры, не осваивая силу своего голоса и не выражая эмоций, дети не могут развиваться полноценным образом.
Если постоянно держать их в рамках, то можно добиться лишь того, что детская тревожность повысится, ребёнок будет постоянно испытывать внутреннее напряжение и выражение шумной радости станет для него чем-то запретным и неправильным.
Родители, вместо того чтобы злиться и ругать детей, могут и должны создавать им подходящие условия для того чтобы те могли проявлять активность, в том числе и чрезмерную.
Например, бегать и шуметь в квартире нельзя, зато можно делать это на улице. Если у ребёнка повышенная двигательная активность, можно организовать семейную поездку в лес или городской парк.
Часто психоэмоциональное возбуждение говорит о том, что энергии скопилось слишком много и она требует выхода. Если ребёнок ведет себя при этом тревожно, кричит или плачет, то можно говорить о том, что это энергия отрицательная — то есть, возможно, он чего-то испугался или чем-то недоволен.
Тогда взрослые могут помочь ему выразить чувства. Положительная энергия свидетельствует о том, что ребёнок очень чему-то рад и переживает восторженные ощущения. Можно успокоить его, если разделить с ним чувства, попросить рассказать о них или нарисовать, порадоваться вместе с ним.
Игровые упражнения для детей
Для того чтобы успокоить возбужденного ребёнка, можно сделать ему шуточный массаж или поиграть с ним в «Волшебного кулинара». Такие игры и упражнения заключаются в том, что мать через игру касается тела ребёнка, поглаживает его, нажимает на определенные точки, массирует легкими движениями пальцы ног и рук, другие части тела.
Игра в кулинара это такое шуточное упражнение, при котором ребёнок ложится на кровать и представляет себе что он — тесто или стол для его раскатывания. Родители могут понарошку «лепить» из него кулинарные шедевры: «посыпать мукой», «добавлять сахар, яйца», «размешивать» все это, «месить» и позже «сформировать» «пирог» или какое-то другое «мучное изделие».
Можно быстро успокоить перевозбужденного ребёнка, если включиться в его игру. Например, родители заходят в комнату и видят, что в детской спальне «разбушевалось море», посредине комнаты находится «корабль» и ребёнок, управляя им, с трудом справляется с волнами и ветром. Как взрослые могут остановить игру и успокоить ребёнка, если нужно, например, посадить его учить уроки или позвать к ужину?
Они могут «подключиться» к сюжету, который он разыгрывает: стать вторым капитаном, скомандовать «Право руля! Вижу берег на горизонте!», спеть какую-нибудь прощальную с морем песню и, тем самым, плавно закончить игру. Когда взрослые присоединяются к деятельности детей, те намного легче идут на контакт, охотно слушают и выполняют просьбы, быстрее успокаиваются.
Как успокоить ребёнка?
Игры с водой или купание. Для возбужденных малышей и детей постарше будет очень полезно, если родители приготовят им ванну, в которой можно полежать, расслабиться, а также поиграть с игрушками. Игры с водой в любом возрасте способствуют стабилизации эмоционального фона и успокоению. Для этого можно использовать таз, игрушечные или бумажные кораблики, пищевые красители, воздушные шарики, посуду и другие кухонные принадлежности. Контакт с водой успокаивает и способствует психическому расслаблению, звук льющейся воды и плескание также помогают наладить и стабилизировать эмоциональный фон, снизить возбуждение.
Ласковые прикосновения, объятия, длительный и пристальный взгляд, доброжелательная улыбка гораздо эффективнее действуют на ребёнка и помогают ему быстрее успокоиться и выслушать старшего, нежели агрессия, угрозы и приказной тон.