Давайте поиграем: свободные занятия для детей

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Знаете ли вы, насколько важна для нормального физического и психологического развития ребёнка возможность свободно играть? Просто играть в свое удовольствие, не задумываясь о пользе таких занятий для детей? Об этом, а также о том, как в наше время обстоят дела со свободными играми для малышей, расскажет MedAboutMe.

Чем занимались дети дошкольного возраста в прошлом веке?

Чем занимались дети дошкольного возраста в прошлом веке?

Не так давно, всего лишь пару десятков лет назад, свободные занятия для детей дошкольного возраста, в частности игры на свежем воздухе, были нормальным и очень распространенным способом времяпрепровождения дошкольников. У малышей было много свободного времени, и их просто отпускали во двор играть в прятки и футбол, прыгать через скакалку играть в классы. А летом родители отвозили малышей в деревню к бабушкам, где они играли в компании местных детей и таких же, как они, городских внуков и внучек.

Дети играли также со своими братьями и сестрами, а если в семье рос только один ребёнок, его товарищами становились ровесники во дворе, малыши из группы в детском саду, а позже и одноклассники. В то время были и такие занятия для детей, которые забирали у них определенную часть свободного времени (спортивные секции, музыкальная школа). Однако такой массовой загруженности развивающими и всевозможными дополнительными занятиями, как в наше время, тогда не было.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.

Игры для детей нашего времени и привычки родителей

Какие занятия для детей популярны в наши дни? Сегодня малыши так же, как и их родители в детстве, проводят свободное время в компании ровесников. Но, к сожалению, делают это гораздо реже. Зато буквально с горшка они уже прекрасно разбираются в современных гаджетах, проводя огромное количество времени за виртуальными играми. И это не удивительно. Цифровые игры разработаны таким образом, что от них практически невозможно оторваться, «стрелялки» и «бродилки» в буквальном смысле затягивают детей (как, впрочем, и взрослых). Стоит ли говорить, насколько это удобно для некоторых родителей — ребёнок сидит, уткнувшись в планшет или ноутбук, и никому не мешает.

Естественные, спонтанные и непредсказуемые свободные игры уступают продуманным компьютерным, которые разрабатываются взрослыми с определенной целью. Например, существует такое мнение, что, играя в цифровые игры, дети легче усваивают разного рода информацию. Действительно, использование игровых ситуаций в процессе обучения можно назвать логичным и эффективным. Проблема в другом. Дело в том, что все полезные свойства свободной детской игры в случае с играми цифровыми заменяются исключительно вовлечением детей в игровую активность, придуманную взрослыми. Хорошо, если эти взрослые приветствуют инициативу ребёнка и готовы хотя бы время от времени уступать ему лидерство.

К сожалению, в действительности часто бывает по-другому. Наблюдая за спонтанной игрой своего малыша, родители пытаются внести в нее свой взрослый смысл. Сила привычки учить ребёнка жизни, чувство ответственности за его интеллектуальное развитие, а также чрезмерная рациональность взрослых могут заставлять их подавлять фантазии ребёнка, направляя его игру в, по их мнению, правильное русло.

Такое поведение родителей можно назвать ошибочным, потому что:

  • в процессе игры развивается воображение ребёнка. И совсем неважно то, что, играя, малыш создает свою, сказочную реальность, которая может существенно отличаться от реальной жизни;
  • свободные занятия для детей способствуют развитию нейронных связей, учат их справляться с непредсказуемыми жизненными ситуациями, помогают развивать уверенность в себе и умение самостоятельно добиваться поставленных целей;
  • свободная игра — это то самое пространство, в котором малыш начинает проявлять ценные качества — интерес к творчеству, активность, самостоятельность, стойкость и силу воли.

Полезные занятия для детей: виды свободных игр

Полезные занятия для детей: виды свободных игр

Что такое свободная игра? Ученые не дают общепринятого определения этого процесса. Можно сказать, что это активность, которая приносит удовлетворение, затевается без какой-то прикладной цели и ценная для играющего ребёнка просто как интересное занятие.

Существует несколько видов свободных игр:

  • коммуникативные, представляющие собой нерегламентируемый обмен шутками, репликами, эмоциями. Это непредсказуемое, спонтанное и веселое общение;
  • творческие, в процессе которых дети мастерят, рисуют, лепят, в общем, что-то создают;
  • экстремальные, участники которых пытаются преодолевать собственные страхи и испытывают себя на прочность. Это могут быть прыжки в воду или просто с высоты, лазанье по деревьям и высоким сооружениям и так далее;
  • театральные, в которых дети присваивают себе определенные роли и пребывают в выдуманной ситуации, то есть делают представление для зрителей;
  • исследовательские, в процессе которых ребёнок пытается обнаружить скрытые свойства предметов, а также использует их в новой роли, то есть не по прямому назначению;
  • дружеская возня — толкание и борьба, не подразумевающие обид и физических травм.

Каждая из этих игр удовлетворяет какие-то потребности ребёнка. И, к сожалению, практически на каждую могут наложить табу взрослые, потому что считают их бессмысленными, опасными, шумными или грязными. Но если в жизни малыша присутствуют только «правильные игры» без лазания по деревьям, толкотни и прыганья по лужам, родители рискуют вырастить слабого и безвольного человека, не способного использовать свои силы и инстинкты.

У малыша, который любит и умеет играть, больше шансов вырасти внутренне свободным и благополучным. И не важно, один он играет или в компании ровесников. Главное, чтобы ребёнок сам был режиссером собственных действий.

Некоторых родителей волнуют игровые сюжеты, придуманные ребёнком, из-за чего они подсказывают малышу «правильные» ходы. Таким образом взрослые лишают малыша возможности проиграть ту или иную ситуацию и самостоятельно найти решение поставленных задач и беспокоящих его проблем. Заставить ребёнка играть в «правильные» игры можно, а вот запретить ему чувствовать то, что происходит в его душе, не получится. Внутренние переживания могут грызть малыша изнутри, а могут быть выражены при помощи социально приемлемой игры, пусть даже сюжет ее кажется родителям немного странным.

Читайте также

Занятия для детей: 5 причин сделать бизиборд
Хотите придумать интересные и полезные занятия для детей? Сделайте им бизиборд.
Память у детей дошкольного возраста: лучшие обучающие комплексы
Развитие памяти дошкольников – важный этап в их обучении. Родителям следует знать особенности процесса обучения и проводить совместные занятия с детьми.
Развиваем характер малыша
Направить в нужное русло развитие черт характера ребенка – возможно ли это? Вполне. Нужно только понимать особенности развития детской психики.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста
На что обратить внимание при выборе игр для дошкольников? Узнайте об особенностях развития познавательных процессов.
Уроки чтения для детей: рекомендуемые методики
Дети любят игры. Используйте их, чтобы научить их читать. Помогут методики Жуковой, Зайцева, Чаплыгина.
Как помочь ребенку учиться?
Как родителям помочь ребенку повысить успеваемость в школе?
Опубликовано 22.05.2019 11:56, обновлено 17.04.2020 18:12
Рейтинг статьи:
4,3

Использованные источники

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Что делать при порезах и ссадинах: советы

Незначительные порезы и царапины обычно не требуют поездки в отделение неотложной помощи. Тем не менее, надлежащий уход необходим, чтобы избежать инфекции или других осложнений.

Раны, ссадины и болезни кожи у юных спортсменов: когда ребёнку можно вернуться к занятиям спортом?

С какими симптомами детей не пустят на тренировку: острые и хронические состояния кожи у спортсменов.