Знаете ли вы, насколько важна для нормального физического и психологического развития ребёнка возможность свободно играть? Просто играть в свое удовольствие, не задумываясь о пользе таких занятий для детей? Об этом, а также о том, как в наше время обстоят дела со свободными играми для малышей, расскажет MedAboutMe.
Чем занимались дети дошкольного возраста в прошлом веке?
Не так давно, всего лишь пару десятков лет назад, свободные занятия для детей дошкольного возраста, в частности игры на свежем воздухе, были нормальным и очень распространенным способом времяпрепровождения дошкольников. У малышей было много свободного времени, и их просто отпускали во двор играть в прятки и футбол, прыгать через скакалку играть в классы. А летом родители отвозили малышей в деревню к бабушкам, где они играли в компании местных детей и таких же, как они, городских внуков и внучек.
Дети играли также со своими братьями и сестрами, а если в семье рос только один ребёнок, его товарищами становились ровесники во дворе, малыши из группы в детском саду, а позже и одноклассники. В то время были и такие занятия для детей, которые забирали у них определенную часть свободного времени (спортивные секции, музыкальная школа). Однако такой массовой загруженности развивающими и всевозможными дополнительными занятиями, как в наше время, тогда не было.
Игры для детей нашего времени и привычки родителей
Какие занятия для детей популярны в наши дни? Сегодня малыши так же, как и их родители в детстве, проводят свободное время в компании ровесников. Но, к сожалению, делают это гораздо реже. Зато буквально с горшка они уже прекрасно разбираются в современных гаджетах, проводя огромное количество времени за виртуальными играми. И это не удивительно. Цифровые игры разработаны таким образом, что от них практически невозможно оторваться, «стрелялки» и «бродилки» в буквальном смысле затягивают детей (как, впрочем, и взрослых). Стоит ли говорить, насколько это удобно для некоторых родителей — ребёнок сидит, уткнувшись в планшет или ноутбук, и никому не мешает.
Естественные, спонтанные и непредсказуемые свободные игры уступают продуманным компьютерным, которые разрабатываются взрослыми с определенной целью. Например, существует такое мнение, что, играя в цифровые игры, дети легче усваивают разного рода информацию. Действительно, использование игровых ситуаций в процессе обучения можно назвать логичным и эффективным. Проблема в другом. Дело в том, что все полезные свойства свободной детской игры в случае с играми цифровыми заменяются исключительно вовлечением детей в игровую активность, придуманную взрослыми. Хорошо, если эти взрослые приветствуют инициативу ребёнка и готовы хотя бы время от времени уступать ему лидерство.
К сожалению, в действительности часто бывает по-другому. Наблюдая за спонтанной игрой своего малыша, родители пытаются внести в нее свой взрослый смысл. Сила привычки учить ребёнка жизни, чувство ответственности за его интеллектуальное развитие, а также чрезмерная рациональность взрослых могут заставлять их подавлять фантазии ребёнка, направляя его игру в, по их мнению, правильное русло.
Такое поведение родителей можно назвать ошибочным, потому что:
- в процессе игры развивается воображение ребёнка. И совсем неважно то, что, играя, малыш создает свою, сказочную реальность, которая может существенно отличаться от реальной жизни;
- свободные занятия для детей способствуют развитию нейронных связей, учат их справляться с непредсказуемыми жизненными ситуациями, помогают развивать уверенность в себе и умение самостоятельно добиваться поставленных целей;
- свободная игра — это то самое пространство, в котором малыш начинает проявлять ценные качества — интерес к творчеству, активность, самостоятельность, стойкость и силу воли.
Полезные занятия для детей: виды свободных игр
Что такое свободная игра? Ученые не дают общепринятого определения этого процесса. Можно сказать, что это активность, которая приносит удовлетворение, затевается без какой-то прикладной цели и ценная для играющего ребёнка просто как интересное занятие.
Существует несколько видов свободных игр:
- коммуникативные, представляющие собой нерегламентируемый обмен шутками, репликами, эмоциями. Это непредсказуемое, спонтанное и веселое общение;
- творческие, в процессе которых дети мастерят, рисуют, лепят, в общем, что-то создают;
- экстремальные, участники которых пытаются преодолевать собственные страхи и испытывают себя на прочность. Это могут быть прыжки в воду или просто с высоты, лазанье по деревьям и высоким сооружениям и так далее;
- театральные, в которых дети присваивают себе определенные роли и пребывают в выдуманной ситуации, то есть делают представление для зрителей;
- исследовательские, в процессе которых ребёнок пытается обнаружить скрытые свойства предметов, а также использует их в новой роли, то есть не по прямому назначению;
- дружеская возня — толкание и борьба, не подразумевающие обид и физических травм.
Каждая из этих игр удовлетворяет какие-то потребности ребёнка. И, к сожалению, практически на каждую могут наложить табу взрослые, потому что считают их бессмысленными, опасными, шумными или грязными. Но если в жизни малыша присутствуют только «правильные игры» без лазания по деревьям, толкотни и прыганья по лужам, родители рискуют вырастить слабого и безвольного человека, не способного использовать свои силы и инстинкты.
У малыша, который любит и умеет играть, больше шансов вырасти внутренне свободным и благополучным. И не важно, один он играет или в компании ровесников. Главное, чтобы ребёнок сам был режиссером собственных действий.
Некоторых родителей волнуют игровые сюжеты, придуманные ребёнком, из-за чего они подсказывают малышу «правильные» ходы. Таким образом взрослые лишают малыша возможности проиграть ту или иную ситуацию и самостоятельно найти решение поставленных задач и беспокоящих его проблем. Заставить ребёнка играть в «правильные» игры можно, а вот запретить ему чувствовать то, что происходит в его душе, не получится. Внутренние переживания могут грызть малыша изнутри, а могут быть выражены при помощи социально приемлемой игры, пусть даже сюжет ее кажется родителям немного странным.