Однажды, все родители сталкиваются с такой ситуацией, когда дети постоянно просят купить что-нибудь или выдать небольшое количество карманных денег. Именно в это время взрослые задумываются — а не пора ли обучить ребёнка всем премудростям обращения с финансами? Какую сумму стоит выдавать ребёнку, чтобы он научился управлять ею, распоряжаться и нести ответственность? С какого возраста дети способны брать на себя подобные полномочия? Ответы на эти вопросы, а также, примеры финансовой грамотности в семье — в данной статье.
Деньги детям — зло?
Когда речь идет о знакомстве детей с деньгами, мнение родителей и специалистов расходятся. Одни из них считают, что ребёнка в старшем дошкольном возрасте можно приучать распоряжаться карманными средствами, выдавать ему определенную сумму на месяц или неделю — полезно, правильно и, даже, необходимо. Такие ситуации побуждают его нести ответственность за денежные средства, формируют привычку не тратить их просто так, учат копить.
Противоположное мнение взрослых людей касается того, что детям, когда они еще не зарабатывают деньги самостоятельно, не стоит так близко соприкасаться с ними — собирать их, считать, придумывать, куда потратить. По мнению людей, которые считают, что деньги детям — это зло, знакомство с финансовыми вопросами является лишним для развития ребёнка, вредит его психике и поведению. В чем это проявляется?
- Дети рано взрослеют;
- Отказываются от игр в пользу денег;
- Не могут думать ни о чем, кроме финансов и того, на что их потратить;
- Становятся меркантильными, корыстными;
- Преследуют цели, которые не имеют ничего общего с добрым, вечным, прекрасным;
- Нравственные ценности ребёнка, такие как дружба, сочувствие, уважение отходят на второй план в жизни, когда появляются деньги и возможность управлять ими;
- Ребёнок, приученный к деньгам в раннем возрасте, не может думать ни о чем, кроме них. Так, он раньше времени теряет детство, личная выгода становится для него главной целью в жизни.
Однако, по статистике, 80% детских психологов считают, что детей нужно и даже необходимо обучать финансовой грамотности в семье. Родителям не придется сталкиваться с детской меркантильностью и отсутствием нравственных ценностей у ребёнка, если они сумеют правильно выстроить его отношения деньгами. Прежде чем это делать, нужно усвоить несколько важных правил:
- Так, например, психологи не рекомендуют платить детям за то, что те ходят в школу, приносят хорошие оценки или отличные результаты в соревнованиях. Поощрять ребёнка в таких случаях лучше подарками, дополнительным вниманием, искренней похвалой;
- Не стоит использовать финансы как метод воспитания и наказания, когда карманные деньги у детей изымаются за плохое поведение, непослушание, нарушение правил. Если пренебрегать этими установками, ребёнок быстро усвоит, что в приоритете являются личная выгода и будет стремиться к ней, вместо того чтобы развивать искреннюю мотивацию, интерес учебе и положительному поведению;
- Нельзя упрекать детей деньгами и тем, что родители делают для ребёнка в семье. Например, такие фразы как «Мы работаем для тебя, стараемся, чтобы ты ни в чем не нуждался» не побуждают детей хорошо себя вести и быть благодарными, а вызывают у них чувство вины. Дети могут начать думать, что это из-за них родители вынуждены много трудиться, отказывать себе в чем-либо, страдать, лишать себя отдыха;
- Не стоит, также, тратить слишком много денег на детей и исполнять любые их прихоти и желания. Это может привести к беспечному поведению в отношениях с финансами, корысти, меркантильности.
Деньги не заменят любовь и внимание
Если родители работают и не могут проводить много времени с детьми, то они, чувствуя себя виноватыми, стараются компенсировать отсутствие внимания денежными средствами. Такое поведение взрослых является ошибочным и вредит детскому развитию. Ребёнок может не понимать этого процесса, однако, будет чувствовать, что взрослые от него откупаются. Самая главная потребность детей в любом возрасте, независимо от того, сколько у него есть карманных денег — быть принятым, нужным и любимым в своей семье.
Ошибкой родителей, также, является то, когда взрослые выдают карманные деньги ребёнку, однако, жестко контролируют его расходы — ругают, что он зря потратил какую-то сумму, купил ненужную вещь, не умеет копить или относится к деньгам небрежно. Взрослые должны участвовать в формировании финансовой грамотности у ребёнка. Делать это стоит уважительно, попутно объясняя ему — как лучше распоряжаться деньгами и демонстрируя соответствующий пример.
Примеры финансовой грамотности в семье
Психологи говорят о важности формирования в детях уважительного отношения к деньгам и способах распоряжаться ими. Что полезно знать родителям?
- Для того чтобы научить ребёнка правильно обращаться с деньгами, не обязательно с малых лет выдавать ему определенную сумму. Дети учатся тратам и сбережениям, глядя на родителей. Взрослые могут обозначать цену товара, говорить о деньгах уважительно, рассказывать, сколько стоят разные вещи и продукты. Ребёнок с малых лет должен знать о том, что деньги не приходят просто так — для того чтобы получить их, нужно потрудиться, и, когда их тратят бесцельно, они не возвращаются.
- Маленький ребёнок знакомится с деньгами в первый раз, когда играет в «Магазин». Родителям полезно поучаствовать в этих играх, чтобы сформировать у детей особенности обращения с деньгами.
- Слова «дорого» и «дешево» должны быть понятны детям дошкольного возраста.
- Если взрослые видят, что дети начинают сравнивать финансовое состояние своей семьи с семьями сверстников, завидуют или расстраиваются, что кто-то имеет больше дорогих вещей и игрушек, родителям нужно объяснить, что финансовое состояние не определяет личные качества человека — каждый в жизни выбирает то, что ему больше подходит. Так, например, можно зарабатывать большие деньги, однако, не любить свою работу или делать выбор в пользу личных способностей и талантов, развиваясь, постепенно на профессиональном поприще.
- Все дети должны знать, что деньги имеют ценность, потому что человек, зарабатывая их, прикладывает определенные труды, кроме того, он тратит время, силы и энергию.
- Ребёнка старшего дошкольного возраста и школьника важно приучать копить денежные средства. Он может выбрать копилку, которая ему понравится и постепенно наполнять ее. Это учит детей целеполаганию, бережному отношению к деньгам.
- Родителям нужно избегать того, чтобы у детей сформировалось потребительское отношение — когда они очень ждут папу с работы или гостей, только потому, что принесут подарок.
Взрослым не стоит слишком вмешиваться в отношения детей с финансами. Когда они на собственном опыте понимают, что деньги тратятся быстро, а копятся долго, то приучаются относиться к ним внимательно, планировать свои траты. Такой подход — основа финансовой грамотности у ребёнка в семье.