Переезд — событие, которое способно стать очень важным для всей семьи. Оно может доставлять радость, когда родители и дети переезжают в новый дом, гораздо лучше прежнего, город, в котором всегда мечтали жить. Переезд может спровоцировать болезненные чувства, такие как — грусть от расставания с прежним местом жительства, разлуки с друзьями и близкими людьми, необходимости привыкать к новой обстановке, тревогу по поводу того, как сложится жизнь на новом месте.
Дети в любом возрасте могут воспринимать переезд отрицательно. Смена привычных условий жизни, разлука с людьми, которые были близкими и знакомство с новыми могут стать стрессом для ребёнка — как дошкольника, так и подростка. Чувства детей и родителей, также, зависят от того, каким является переезд — вынужденным или долгожданным. Однако и в этом случае далеко не все взрослые и дети справляются с новыми эмоциями и волнением.
Каждый взрослый человек, оказавшись в новых жизненных условиях, нуждается в большом количестве времени, чтобы привыкнуть к ним. Дети, также, испытывают потребность в поддержке и времени для адаптации. Как правильно говорить с ребёнком о переезде, какие правила нужно соблюдать для того чтобы этот процесс стал наименее болезненным? Как помочь ребёнку пережить разлуку с родственниками и друзьями? Как могут мать и отец поддержать его и помочь освоиться на новом месте, в детском коллективе? Ответы на эти вопросы и практические рекомендации можно получить из этой статьи.
Как родителям поддержать детей?
Иногда взрослые, которые сами волнуются из-за изменений жизненных условий, пытаются подавить свои чувства и не выдать страха, переживаний. По их мнению, если они будут говорить о том, что чувствуют, то покажутся слабыми, неуверенными. Тогда, мать и отец изо всех силы демонстрируют напускную уверенность, делают вид, что они спокойны и совсем не волнуются, пытаются шутить, показывают радость и восторг.
Что чувствуют дети в такой ситуации? Каждый ребёнок не только видит и слышит, что транслируют родители, но еще и ощущает на интуитивном уровне их истинное отношение к ситуации. Это происходит во время общения. Поэтому взрослые, когда делают вид, что их не волнует проблема — в данном случае, переезд — ребёнок, с одной стороны, понимает, что родители от него что-то скрывают, а с другой — поддаются на обман и тоже делают вид, что успокаиваются.
Чем младше дети, тем сложнее им удается притвориться, что они ничего не чувствуют, когда, на самом деле, их переполняет страх, тревога и волнение.
Поэтому малыш плохо спит, отказывается от еды, часто капризничает, не желает знакомиться с новыми людьми. Родителям, чтобы избежать такого поворота в поведении ребёнка, не следует скрывать свои чувства, которые связаны с переездом. Тревожиться и волноваться — это нормально, особенно, когда речь идет о знакомстве с новой ситуацией и необходимостью адаптироваться к ней.
Как могут родители озвучить свои чувства детям? Любому ребёнку можно сказать такие фразы: «Мне грустно от того, что мы больше не будем жить в нашем старом доме», «Я буду скучать по нашему двору, соседям, виду из окна», «Знаю, что ты тоже грустишь о своей комнате, вспоминаешь, как катался на качелях», «Я понимаю, что тебе будет не хватать друзей из детского сада (или школы)», «Мне тоже немножко страшно от того, что нам придется жить в новом месте, однако я надеюсь, что, когда мы немного привыкнем, эта жизнь станет еще лучше чем прежняя. Таким образом, родители запускают сразу два процесса: снимаю детскую тревожность, говоря о своих чувствах и поддерживая ребёнка, а также, показывают, что переживать, волноваться и бояться — это нормально, особенно когда приходится строить общение в новых обстоятельствах.
Помочь детям наладить общение
Бывает так, что ребёнок вынужден переходить в новый детский сад или школу. Смена коллектива для него может пройти легко и безболезненно, а может обернуться неприятными последствиями. Что именно произойдет — зависит от индивидуальных качеств ребёнка, новых условий, в которых он окажется и поддержки матери и отца. Как могут взрослые помочь детям привыкнуть к новой среде?
- Полезно познакомиться с педагогами коллектива, который будет посещать ребёнок. Поговорить с учителем, возможно, рассказать ему о некоторых личных особенностях ребёнка, попросить быть терпеливым и понимающим. Заручиться поддержкой педагога о том, что в случае, если ребёнок станет чувствовать себя неуверенно или плохо — ему окажут помощь.
- Следующий шаг, который могут сделать родители — это провести экскурсию вместе с малышом или школьником в то место, где он теперь будет учиться. Это необходимо в тех случаях, если дети очень волнуются перед знакомством с новым коллективом. Бывает так, что ребёнок абсолютно спокоен и уверен в себе, с радостью воспринимает жизненные перемены, тогда излишний контроль матери или отца и попытки поддержать его, могут встретить непонимание и даже агрессию.
Мать и отец должны знать, что нужно ребёнку
Чем лучше родители знают своего ребёнка, тем им виднее — стоит ли активно поддерживать его во время адаптации к новому месту, коллективу или дать возможность познакомиться и привыкать самостоятельно. Также, не стоит уделять слишком много внимания тому, как ребёнок адаптируется к новой среде. Волноваться и переживать в самые первые дни общения со сверстниками является нормальным, и, матери и отцу не следует каждый день следить за тем, завел ли ребёнок себе друзей, пригласил его кто-нибудь гулять или нет. Таким отношением родители, сами того не желая, показывают ребёнку, что он не в силах найти друзей самостоятельно, стать интересным собеседником, привлечь внимание.
Дети нуждаются в поддержке тогда, когда на самом деле сталкиваются с трудностями и не знают, как наладить общение, но не в то время, когда большую тревогу по этому поводу испытывают родители, боясь, что школьник или подросток не найдет друзей или общего языка с учителем. Мать и отец должны перестать обесценивать силу ребёнка справляться с трудностями, быть активным, способным, сообразительным и интересным для сверстников и педагогов.
Иногда именно тревога родителей приводит к тому, что ребёнок не может познакомиться со сверстниками и найти себе друзей. Поэтому взрослым нужно поработать со своими чувствами — понять, о чем именно они переживают, чего боятся и какие их ожидания касаются ребёнка. Как только они разбираются в себе, начинают чувствовать спокойствие и уверенность, дети тоже перестают тревожиться.