Когда ребёнок идет в школу, он может столкнуться с новыми, в своей жизни, трудностями и проблемами. Поэтому, педагоги и родители требуют от школьников внимания, терпения и повышенной ответственности.
Радость от поступления в первый класс, тяга к знаниям могут быстро сойти на «нет», когда дети понимают, что школьное обучение — это постоянный труд, работа над собой и большой мир, в котором могут случаться конфликты.
В настоящее время, запросы родителей школьников к психологу перегружены такими темами:
- ребёнок не хочет делать уроки;
- отношения с ребёнком в семье сильно испортились;
- ребёнок стал агрессивным;
- ученик и учитель не понимают друг друга, конфликтуют;
- ребёнок отказывается посещать школу;
- школьник «не тянет» учебную программу.
Как правило, подобные проблемы возникают, потому что:
- родители имеют определенные ожидания в отношении школьника, которые не соответствуют его индивидуальным особенностям;
- страх детей получить плохую оценку мешает учиться;
- ребёнок на уроках не может быть самим собой, потому что пугается осуждения со стороны;
- у ребёнка имеются трудности и разногласия в отношениях с педагогом;
- школьник подвергается травле со стороны сверстников;
- ребёнок не успел адаптироваться к школьной среде, чувствует себя глупым, хуже других;
- мотивация ученика находится на низком уровне — учебный материал ему не интересен или он испытывает трудности с его пониманием;
- ученик не успевает усваивать то, что дает учитель, в силу своих индивидуальных особенностей;
- ребёнок медлителен, гиперактивен, застенчив.
Для того, чтобы помочь школьнику хорошо учиться, родители должны правильно настроить его и снабдить необходимыми знаниями об учебном процессе, отношениях с учениками и педагогам. Что должны знать дети о школе и уроках, чтобы учиться с удовольствием, можно узнать из этой статьи.
Дети и оценки
Если ребёнка настраивать на то что, главное в школе — это получение хороших оценок, то он может начать думать что:
- он перестанет быть любим родителями, если ошибется, не подготовит домашнее задание, получит низкую оценку;
- станет хуже других, над ним будут смеяться;
- его жизнь перестанет быть веселой радостной.
Такие мысли возникают у детей, когда родители настраивают их соответствующим образом, ругают, наказывают, перестают видеть в нем личность и замечать потребности.
Учась в школе, ребёнок должен понимать, что оценка не характеризует его как человека — она свидетельствует только о том, как он понял учебный материал и как выполнил задание. Не стоит пугать детей «двойками» и тем, что они обязательно станут дворниками, если буду часто ошибаться.
Ребёнку полезно знать, что не всегда «гонка» за высокими оценками приводит к хорошим результатам в обучении. Родители должны показывать, что любят его любым, даже если он ошибся, не подготовился, не справился с задачей. Дети станут стремиться получать «пятерки», если их будут поддерживать в семье и школе — помогать, когда трудно, хвалить за достижения, делать акцент на сильных и положительных сторонах характера.
Ребёнок и сверстники
Иногда детям трудно устанавливать контакт с одноклассниками. Часто такая проблема касается застенчивых ребят, робких, молчаливых или наоборот — слишком активных и с лидерскими задатками. Ребёнок может идти в школу с мыслями о том, что ему обязательно нужно быть лучше других, его станут сравнивать с остальными, его могут обижать в школе, потому что он не такой как все. Что должны знать дети об отношениях с одноклассниками?
- если у других детей есть дорогая одежда, игрушки, модные гаджеты, то это не значит, что они круче, умнее и лучше, чем те, кто всем этим не обладает. О том, какой человек, говорят его поступки и отношение к окружающим, а не материальные ценности;
- ребёнок не должен нравиться всем и быть таким, чтобы все хотели с ним дружить;
- иметь нескольких хороших друзей в классе — гораздо интереснее, нежели пытаться подружиться со всеми сразу;
- прежде всего, дети ходят в школу учиться и получать знания, а потом общаться;
- не стоит сравнивать себя с другими ребятами — каждый человек особенный и неповторимый;
- нельзя позволять обижать, бить и оскорблять себя — нужно уметь защищать свои душевные границы и личные вещи.
Отношения с учителями
Иногда то, как складывается взаимодействие ребёнка с педагогом, влияет на весь учебный процесс, его самочувствие, настроение и отношение к урокам. Если дети боятся учителя, то, в школе, они будут думать не о том, что им рассказывают, а о том, как бы не попасться учителю на глаза и не вызвать его гнев.
В таких случаях, образовательный процесс не принесет хорошего результата — ученик будет тревожным, боязливым, невнимательным.
Что должны знать дети об отношениях с учителем?
- учителя — не боги, а простые люди, которые тоже могут ошибаться;
- к учителю не обязательно испытывать сильных чувств привязанности — достаточно внимательно слушать то, что он говорит и выполнять его инструкции;
- педагог не имеет права причинять эмоциональный или физический вред ребёнку — унижать его, обзывать, бить. Если это случилось, дети должны обязательно поставить родителей в известность;
- к учителю можно подойти с любым вопросом, который касается учебного процесса или отношений с одноклассниками.
- если ученик плохо себя чувствует — физически или эмоционально — он не должен бояться сказать об этом педагогу, или попросить о помощи.
Родители и дети-школьники
Отношение к дошкольнику и ученику отличается друг от друга. На того, кто пошел в школу, возлагается больше ответственности, предъявляются новые требования, родители могут стать более строгими, иметь новые ожидания в отношении ребёнка. Учебный процесс будет наполнен радостью и положительными эмоциями, если:
- родители не перестанут целовать и обнимать школьника, играть с ним в семейные игры, относиться к нему также тепло и ласково, как, когда он был малышом;
- ребёнок должен знать, что школа — это не страшно, а интересно и увлекательно. Именно от того, как преподнесут учебный процесс мать и отец ребёнку, зависит его отношение к урокам, оценкам и школьным предметам;
- дети должны получать помощь дома и в школе, если она им требуется — они затрудняются, выполняя домашнее задание, недостаточно усвоили учебный материал, сильно волнуются перед самостоятельной или контрольной работой;
- ребёнок должен знать, что, несмотря на плохое поведение или оценку, родители любят его по-прежнему и никогда не оставят в беде;
- ученики должны знать о том, что школа — это важно, однако, она не должна стать важнее, чем отношения с родителями, желания и потребности;
- с первых учебных дней, ребёнку нужно знать о том, что, выполнение уроков — это его ответственность, а родители являются помощниками, которые не бросят его в беде в трудную минуту, и всегда окажут моральную поддержку.