Круг психических заболеваний, в том числе и детских, достаточно обширен, намного скромнее список тех, которые передаются по наследству. Впрочем, психогенетика — наука, изучающая психические расстройства с генетическими корнями, — насчитывает всего лишь десятки лет. Несмотря на многочисленные эксперименты и исследования, она пока находится в сфере предположений, а не открытий. Дети с психическими расстройствами — ключевая тема генетиков, так как основные параметры формирования будущей личности закладываются еще в утробе матери и во многом зависят от наследственных показателей.
Дети: наследственные психические расстройства
Для начала стоит перечислить психические заболевания предположительно генетического происхождения, среди которых:
- Дисграфия, дислексия, дискалькулия (специфическая неспособность к обучению или специфическое расстройство развития учебных навыков)
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
- Аутизм
- Маниакально-депрессивный психоз
- Шизофрения
Вся сложность выявления того или иного заболевания состоит в определении отвечающего за него гена и участка хромосомы. Но это не единственная сложность. Каждый ген сопровождают эпигенетические единицы, которые также несут определенную информацию, но не меняют сам ген. Эпигенетические изменения также могут передаваться из поколение в поколение, и иногда (при определенном стечении обстоятельств) могут проявиться на биохимическом уровне, и стать причиной тех же психических отклонений.
Способ, которым пользуются генетики для выявления «гена-нарушителя», а именно молекулярно-генетический анализ, тоже несовершенен. В лучшем случае он позволит выявить гены-мутанты, возможно влияющие на психические отклонения. Именно поэтому с большой осторожностью стоит относиться к очередным открытиям гена алкоголизма, агрессии, асоциального поведения, гениальности.
Дети выступают в качестве относительно подходящего объекта для исследований генетиков, выявить нарушения психических факторов немного легче, чем у взрослых.
Развитие ребёнка: попытки диагностики психических расстройств
Диагностировать наследственные психические заболевания у детей непросто. Многие из них имеют схожую симптоматику. Генетики проводят исследования с качественной и количественной точек зрения: с одной стороны, производится расчет процентных показателей заболевания, т. е. частоты его проявления, возрастные характеристики заболевших, с другой стороны, исследуются непосредственно изменения генома. В итоге у каждого из заболеваний появились свои «маркеры» и отличительные признаки, которые на разных этапах сопровождают развитие ребёнка.
Например, наиболее сложно выявить у детей специфическую неспособность к обучению. Это психическое нарушение может сопровождаться необычным эмоциональным реагированием как на учебный предмет, так и на окружающую обстановку. Отсюда непредсказуемость поведения детей с этим дефектом развития во время занятий. Обнаруживается данное заболевание в момент обучения чтению, письму и счету: происходит раскоординация между написанием услышанного и чтением написанного. Кому-то, наоборот, дается чтение и письмо, но не дается счет. Виной всему могут быть также проблемы с памятью и концентрацией внимания. Дети со специфическим расстройством развития учебных навыков из-за выше названных дефектов плохо воспринимают и усваивают информацию.
Статистика заболеваемости детей со специфическим расстройством развития учебных навыков весьма относительна — по России подобные отклонения психики составляют 20-30%. Предположительно, все они вызваны изменением одного из участков хромосомы 6.
Сходными чертами со специфическим расстройством развития учебных навыков обладает синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Процент заболеваемости здесь значительно меньше (6-10%), а вот генетическая предрасположенность достигает 40%.
Процент выявления аутизма растет. Расстройства аутичного спектра, как правило, являются врожденными патологиями, и могут проявиться на самой ранней стадии развития ребёнка. Иногда расстройство долгое время может не обнаруживать себя, и возникнуть уже во взрослом состоянии под воздействием определенных внешних факторов.
Что касается маниакально-депрессивного психоза и шизофрении, то и эти заболевания могут возникнуть на любой стадии развития ребёнка. При этом помимо врожденных факторов этих заболеваний, нельзя сбрасывать со счетов внешнее воздействие, в том числе и вирусные инфекции.
Несмотря на все попытки классифицировать наследственные психические заболевания по признакам и возрастной шкале, единой системы выработать пока не удалось. В любом случае, психические расстройства влияют на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребёнка, а также на двигательные функции.
Дети: симптоматика психических заболеваний
Рассмотрим различия психических расстройств у детей.
Для детей со специфическим расстройством развития учебных навыков характерны возбудимость, неугомонная деятельность и однообразный повтор движений в сочетании с рассеянностью и неумением сосредоточиться. Из-за неуспеваемости у детей с этим диагнозом может возникнуть неадекватная реакция на школьную обстановку, что объясняет странности в их поведении. По всей видимости, у детей со специфическим расстройством развития учебных навыков имеются нарушения деятельности мозга, хотя расстройством интеллекта они не страдают.
Набор внешних проявлений у детей с синдромом СДВГ полностью выражен в самом названии психического заболевания — дефицит внимания при высокой двигательной активности.
Проявления маниакально-депрессивного психоза у детей с точки зрения симптоматики складываются в весьма противоречивую картину. Для этого психического расстройства характерны резкие контрасты и перепады настроений и поведения. Активность и возбудимость могут перемежаться тоскливостью и беспричинным страхом, на смену меланхолии приходить ажитация (возбуждение). Это заболевание отмечено пониженным инстинктом самосохранения и спонтанным, необоснованным характером поступков.
При шизофрении нарушения психики связаны с эмоциональной сферой, особенностями мышления, восприятия, поведения, дефектами двигательной системы и интеллектуальной деятельности. Проявление признаков этой болезни у детей часто носят смешанный характер. Эта болезнь может ограничиться одним единственным приступом (и благоприятно ответить на проводимую терапию), а может проявляться постоянно. При этом потеря личности может произойти незаметно для окружающих. Под видом безразличия, например, могут вызревать разрушающие психику состояния, ведущие к распаду личности и выпадению ее из социума.
Психическое развитие ребёнка: генетика против внешних факторов
Подведем итоги. Несмотря на факты, которые указывают на природный, врожденный характер психических расстройств у детей, столько же аргументов на стороне внешних обстоятельств: условий проживания, методов воспитания и обучения, степени благоприятности окружающей среды. Множество экспериментов позволяют сделать вывод о том, что для психического развития ребёнка важна атмосфера благополучия, заботы и внимания. Именно из-за нехватки внешнего комфорта возникает внутренний конфликт, отягощающий психическое развитие ребёнка разного рода отклонениями.
Отдельного внимания заслуживают приемные дети с отягощенной психической наследственностью. Родителям, решившим усыновить ребёнка, не стоит пугаться этого обстоятельства. Гораздо важнее обладать полной информацией о родословной ребёнка с тем, чтобы с помощью специалистов направить психическое развитие ребёнка в благоприятное русло и избежать возможных расстройств и трудностей в воспитании.
А теперь перейдем к цифрам. На сегодняшний день количество наследственных заболеваний достигает 2 000. Среди детей раннего возраста доля детей с разного рода психическими отклонениями составляет около 25%. К 6-летнему возрасту их число сокращается до 17%. Объясняется это таким важным фактором как естественное развитие ребёнка и положительным воздействием социума.
Можно сделать вывод, что основная цель развития ребёнка — это удачная реализации заложенных в нем наследственных качеств. И желательно, чтобы воспитание было не помехой, а способом удачного воплощения задачи, поставленной для полноценного и психически нормального развития ребёнка.