Так называемые ДНК-диеты становятся всё более популярными. Они основаны на идее о том, что знание личных генетических особенностей поможет человеку осознанно подходить к составлению рациона питания. Разберёмся, действительно ли ДНК-тесты настолько эффективны или это новая маркетинговая уловка.
Как работают ДНК-тесты
Сегодня наука знает достаточно о генах, которые отвечают за реакцию организма на те или иные продукты питания.
Связь ДНК и питания изучают целые отделы генетики — нутригенетика и нутригеномика.
Идея в том, что генетические анализы помогут понять, как работают гены, ответственные за ваш метаболизм жиров, углеводов, белков и других питательных веществ.
На основе ДНК-тестов даются не только рекомендации по питанию, но и физической нагрузке. Что могут такие тесты?
Снижение риска ожирения
По словам Вимала Карани, профессора нутригенетики и нутригеномики в Университете Рединга, ДНК-анализы успешно используются для лечения людей с генетической предрасположенностью к ожирению.
- Так, вариации в гене FTO, также известном как «ген жира», тесно связаны с повышенным риском ожирения. Исследование 2021-го года обнаружило, что люди с вариациями гена FTO, придерживающиеся диеты с высоким содержанием углеводов или ведущие малоподвижный образ жизни, подвержены особенно высокому риску ожирения.
Однако наличие этих вариаций не предопределяет вашу судьбу, подчёркивает доктор Карани. Его исследования показывают, что переход на здоровую диету с высоким содержанием клетчатки и увеличение физической активности могут снизить этот генетический риск.
И в этом случае ДНК-тесты успешно используют для персонализированных диет, профилактики и борьбы с ожирением.
Важно подчеркнуть: на данный момент выявлено менее 5% генетических вариаций, ответственных за ожирение, и исследования в этой области всё ещё находятся на начальной стадии.
Доктор Карани поясняет: «Гены — это лишь часть сложной системы, участвующей в реакции вашего организма на пищу. ДНК-тесты — только часть уравнения. Необходимо также проанализировать множество других биологических маркеров, включая микробиом кишечника, уровень сахара и жиров в крови, холестерин, артериальное давление и факторы образа жизни, чтобы получить полную картину».
Кроме того, эксперты заявляют, что людей с «геном жира» совсем немного. А большинство людей с «наследственной полнотой», когда все в семье склонны к лишнему весу, путают генетическую предрасположенность и семейные привычки к нездоровому питанию.
Контроль артериального давления
ДНК-тестирование может также способствовать более осознанному потреблению кофеина.
Известно, что ген CYP1A2 кодирует фермент в печени, расщепляющий кофеин. В зависимости от его вариаций организм быстрее или медленнее метаболизирует кофеин.
Согласно данным исследования в Psychopharmacology, у людей с быстрым метаболизмом кофеина при употреблении 1-3 чашек кофе в день снижен риск сердечных приступов, тогда как при медленном этот риск удваивается при употреблении 2-х чашек кофе в день, а при 4-х — увеличивается в четыре раза.
Это означает, что им следует ограничить потребление кофеина для контроля артериального давления.
Здоровье кишечника
ДНК-анализы помогают диагностировать целиакию — аутоиммунное заболевание, при котором развивается аллергия на белок пшеницы, ячменя и ржи, то есть глютен.
Диетолог Хелен Фаднис, представитель Британской ассоциации диетологов, поясняет: «Для точной диагностики целиакии необходимо употреблять глютен дважды в день в течение 6 недель. Для тех, у кого наблюдается непереносимость глютена, это весьма некомфортный тест. Анализ ДНК в этом случае более удобен: он помогает выявить гены предрасположенности к целиакии».
Аналогичным образом можно выяснить, способен ли организм человека вырабатывать фермент лактазу во взрослом возрасте и, соответственно, усваивать молочные продукты.
Можно ли верить результатам ДНК-тестирования?
Есть исследования, которые показывают, что ДНК-тесты идут на пользу при составлении диеты. Например, итальянские учёные обнаружили, что люди, чей рацион составлен с учётом их генетических особенностей, теряли при похудении на 33% больше килограмм, чем контрольная группа.
Исследование, опубликованное в Nutrition & Metabolism, показало, что у людей с определённым вариантом гена MC4R, которые придерживались «западной диеты» (фастфуд, обилие соли, рафинированные злаки, жирные молочные продукты и т.д.), был повышен риск метаболического синдрома по сравнению с людьми на той же диете, у которых был другой вариант гена.
Однако большинство экспертов скептически относятся к ДНК-тестам. И дело не в точности.
Геном человека насчитывает 20-25 тысяч генов, и предугадать их влияние на питание сложно — это первая проблема.
Другая загвоздка в том, что персонализированные рекомендации, сделанные на основе таких тестов, слишком расплывчаты и очевидны.
Например, многие получают рекомендации включить в рацион больше фруктов, овощей и цельнозерновых продуктов, сделав дорогостоящий тест.
Моника Дюс, доцент кафедры молекулярной, клеточной и эмбриональной биологии Мичиганского университета, поясняет: «ДНК-диеты частично базируются на новых исследованиях в области нутригеномики, но они также в значительной степени опираются на общие рекомендации по питанию. На самом деле эти тесты балансируют на размытой границе между доказательной медициной и общими рекомендациями ЗОЖ. Они указывают на определённые генетические вариации, а затем связывают эту информацию с очень общими рекомендациями по питанию. По сути, вы платите за рекомендации, которые доступны легко и бесплатно».
Доктор Хосе Ордовас, директор по питанию и геномике в Университете Тафтса, согласен: «В настоящее время у нас ограниченны знания о взаимодействии генов и питательных веществ. В человеческой ДНК миллионы генетических вариаций, и учёные до сих пор не знают, как подавляющее большинство влияет на функционирование организма или как одна генная вариация влияет на другую. Для многих признаков, которые проверяют наборы для ДНК-тестирования — чувствительность к жирам и кофе, потребность в Омега-3 и тому подобное — задействовано множество генов. Гены, которые они проверяют, — это лишь верхушка айсберга».
Исследования, проведенные учёными из Королевского колледжа Лондона, показывают, что даже идентичные близнецы могут по-разному усваивать одни и те же продукты. А значит, помимо генетики важны и другие факторы. Например, время приёма пищи, уровень стресса, окружающая среда и, конечно же, микробиота, то есть микроорганизмы в кишечнике, которые влияют на здоровье.
Но, по словам доктора Ордовас, нутригеномные тесты могут быть полезны. Они способны мотивировать людей улучшать рацион питания: «Если вы будете следовать рекомендациям одной из этих диет, это может принести вам пользу. И не обязательно потому, что она разработана специально для вас. Возможно, это произойдет потому, что вы измените свои пищевые привычки к лучшему».
Будущее ДНК-анализов в нутригеномике
Эксперты считают, что нутригеномное тестирование станет более значимым, если его объединить с другими данными об индивидуальных процессах пищеварения и метаболизма: биологическими маркерами (такими как уровень сахара и жиров в крови), метаболитами (молекулами, участвующими в метаболизме) и составом микробиома кишечника.
На сегодняшний день ДНК-тесты помогут узнать, есть ли у вас определённые варианты генов, которые могут быть связаны с теми или иными рисками и заболеваниями. Но, как считает доктор Карани, доказательства, лежащие в основе подавляющего большинства этих связей, настолько неубедительны, а вариации генов так редки, что большинству ДНК-диеты вряд ли принесут реальную пользу.


















