Умение рассказывать является одним из главных навыков успешного человека. Зачем учить ребёнка сторителлингу с самого детства, и как научить его рассказывать истории? Об этом в сегодняшней статье.
Яркие эмоции: какие истории интересны ребёнку?
Наверное, многим родителям приходилось слышать слово «сторителлинг». В настоящее время захватывающие истории используют для привлечения внимания клиентов в процессе реализации товаров и услуг. Конечно, не факт, что ребёнок в будущем будет заниматься этим видом деятельности. Но все-таки умение рассказывать красивые и интересные истории — это один из важных аспектов развития ребёнка.
Итак, приступим. Для начала нужно определиться — что такое хорошая история? Она должна:
- иметь ясный и понятный сюжет;
- быть короткой и увлекательной;
- вызывать яркие эмоции.
Сюжет истории, как и логика героев, должны быть понятны слушателю. А путь от обстоятельства, которое послужило основой для сюжета, к развязке — прямым. Кстати, чем короче история, тем она лучше. Человек с интересом будет слушать рассказ, если ему близка ситуация, в которой оказался главный герой. Или в том случае, если главный персонаж вызывает у него сопереживания. Такое случается, когда в истории описывается проблема, которая актуальна для слушателя. И он действительно будет сопереживать герою и наблюдать, как тот справляется с трудностями.
Разумеется, не обязательно рассказывать о полученной в школе двойке или нежелании есть на завтрак манную кашу. Даже маленький ребёнок в состоянии создать ассоциативный ряд и проявить интерес к истории, обстоятельства которой для него пока чужие, но проблема уже хорошо знакома. Например, историю про черепаху, с которой не хотела дружить обезьяна, потому что та не умела лазить по деревьям и кататься на лианах, малыш прекрасно поймет, потому что ему тоже хочется иметь друзей, но пока не очень получается.
Занятия для детей: как научить малыша рассказывать?
Для того, чтобы уметь рассказывать истории, необходимо не только хорошее речевое развитие ребёнка, но и способность создавать сюжет. Для этого нужно не просто много разговаривать с малышами, но и устраивать занятия для детей, в процессе которых можно читать или рассказывать им короткие сюжетные произведения. Лучше, если они будут представлены в стихотворной форме. В русском народном фольклоре имеется очень много таких примеров, да и многие современные авторы в процессе создания своих произведений придерживаются стиля народного творчества, о котором мы тоже сегодня поговорим.
Будут полезны и занятия для детей в форме игр, способствующих развитию сюжетного мышления. Даже простой поиск вещей можно превратить в полезное занятие, способствующее формированию навыков сторителлинга. Нужно просто правильно озвучивать свои действия: «А где наши варежки? Может, их Барсик утащил? Нет, на его подстилке их нет.Тогда, может, Васька съел? Нет, Васька варежки не ест. Ах, вот они, за тумбочку упали».
Немного позже такие занятия для детей можно подкреплять другими комментариями, не стесняясь проявлять фантазию. Например, можно поиграть в полет на Луну, поход в магазин или рыбалку. Главное, чтобы родители сами объясняли ребёнку последовательность действий от завязки к развязке: «Захотела Катя конфет и пошла в магазин. Пришла, а денег-то в кармане нет. Засунула туда руку, а в кармане дыра, в которую денежки и высыпались. Пришлось Кате возвращаться домой, зашивать дыру в кармане и снова идти в магазин.
Чем больше таких занятий родители будут проводить с ребёнком, тем быстрее они заметят, что малыш не просто проявляет фантазию, а составляет сюжет рассказа. Такие полезные привычки помогут ребёнку в дальнейшем научиться дружить с людьми и договариваться с ними.
Развитие ребёнка: сторителлинг в форме игры
Не исключено, что когда-нибудь ребёнку может надоесть просто слушать истории, которые ему читают родители. Тогда имеет смысл пересказывать ему прочитанное, совмещая свой рассказ с демонстрацией картинок. А когда кроха научится говорить, он может имитировать чтение мамы. Если ребёнок, глядя на картинку, пересказывает сюжет или просто фантазирует, его нужно всячески в этом поддерживать.
Для составления сюжетных рассказов можно купить специальные карточки или сделать их самостоятельно. Главное, чтобы они соответствовали возрасту малыша. Психологи говорят, что карточек должно быть на одну меньше, чем лет ребёнку, или столько же, если у него все хорошо получается. То есть в два года ему достаточно одной или двух картинок, в три — двух-трех и так далее. Пусть малыш постарается расположить их в соответствии с сюжетной линией истории.
Для детей дошкольного возраста существует очень много мотивирующих игр. Они бывают карточными, при этом в одной истории нужно задействовать всех персонажей, изображенных на выбранных картинках. Или кубиковыми, имеющими на каждой грани рисунки, которые должны составить сюжет интересной истории.
Народное творчество для выработки навыков рассказчика
Очень много материала для интересных историй можно найти в произведениях народного творчества, например, в детских прибаутках — коротких произведениях, в которых есть как действие, так и юмор. В большинстве случаев такие выражения высмеивают нелепые поступки. Например: «Ах, какая же я хорошая с медом! — хвалится репа. А мед ей в ответ — Уходи прочь, хвастунья! И без тебя я хорош!» Прибаутки могут также иметь форму маленьких песенок, например, всем известная песенка про Петушка-золотого гребешка.
Еще один фольклорный жанр, которые поможет в таком важном процессе, как интеллектуальное развитие ребёнка — небылицы. Это короткие произведения, которые сочетают в себе очень много невозможных сочетаний героев и действий. Такие забавные стихотворения наверняка понравятся малышу. А еще ребёнок сможет с легкостью их запомнить. И обязательно читайте малышу перед сном. Для этого подойдут как народные сказки, так и произведения детских авторов.