Мать для ребёнка, когда он рождается на свет — это целый мир. С момента появления детей жизнь маленьких и взрослых людей в корне меняется. Она наполнена приятными хлопотами, новыми впечатлениями, открытиями и эмоциями. Первое время ребёнок идентифицирует себя с мамой. Когда она заботится о малыше, кормит его, ухаживает, целует, обнимает, лечит, общается, то всегда находится рядом. Поэтому в младенческом возрасте он ощущает себя с матерью целым организмом.
Отделяться дети начинают позже — когда учатся активно познавать мир и к ним приходит понимание, что они сами способны на многое — ползать, сидеть, шагать, тянуться, брать, пробовать, бросать и так далее. Важно, чтобы мать в это время была рядом и направляла неуемную активность в нужное русло.
Что происходит с женщиной после рождения ребёнка? Специалисты утверждают, что ей нужно время для того чтобы привыкнуть к новой роли — роли мамы. Женщина, когда становится матерью, может переживать гамму чувств. Часто это восторг, счастье и любовь, гордость за малыша. Однако она может испытывать тревогу, чувство вины и другие отрицательные переживания. Взаимодействуя с малышом, она смотрит на себя со стороны, и думает — какая она мать для него? Хватает ли ему любви, внимания и общения? Когда ребёнок бывает беспокойный, нервный, плаксивый, раздражительный, женщина может винить в этом себя, думая, что она совершила ошибки в воспитании. Тогда она старается быть лучшей мамой еще больше — предугадывать желания ребёнка, ограждать его от отрицательных переживаний, делать за него сложную работу, излишне опекать и заботиться, когда он этого не просит. Часто такое поведение женщины может перерасти в контроль и гиперопеку, из-под которых ребёнок всеми силами будет пытаться вырваться.
Понятие «достаточно хорошая мать» вывел в своей книге «Маленькие дети и их матери» Д. Винникот. Он говорил о том, что все, чем она должна владеть, это контролировать собственную тревогу и помогать справляться с ней малышу, иметь собственную жизнь, уметь мечтать, давать себе право на ошибку и понимать свои чувства.
В этой статье мы рассмотрим, какая она — достаточно хорошая мама в контексте детских потребностей, опираясь на труды специалистов по детской психологии.
Когда мать слышит потребности детей
То, что хочет или просит ребёнок, является важным и необходимым для него сию секунду. Бывает так, что дети плохо понимают свои желания. Они могут плакать и требовать что-либо, однако, когда взрослые им это дают, их настроение не меняется к лучшему. В таком случае, стоит задуматься — что произошло с ребёнком до того, как у него испортилось настроение? Например, он мог испугаться большой собаки на берегу озера и стал плакать и проситься домой. Дома его состояние не улучшилось — он нервный и раздраженный, его ничего не радует. Можно предположить, что в момент испуга ребёнка, его страх не был замечен взрослыми — его не успокоили, не приняли чувства, отвлекли.
Понимать, что нужно ребёнку в тот момент, когда его настроение меняется, или появляются сильные чувства — испуг, волнение, избегание, тревога — значит быть матерью, которая слышит его на интуитивном уровне, а значит, чувствует его потребности. В данном случае малыш нуждался в ощущении безопасности, которое отвлечениями и уговорами дать невозможно.
Когда ребёнок нуждается в защите
Бывает так, что взрослые не защищают ребёнка от критики окружающих, насмешек или упреков со стороны. Даже если он виноват, такое молчаливое поведение родителей дает ему понять, что он плохой, с ним что-то не в порядке. Как следствие, его самооценка снижается, он может либо замкнуться в себе, думая, что хуже других, либо стать агрессивным, чтобы отстаивать право быть собой.
Достаточно хорошая мать защищает свое дитя. Он — самый лучший для нее, даже, вопреки создавшимся условиям. Детям важно это понимать. Тогда они чувствуют внутреннюю поддержку и силы, чтобы справиться с любой сложной ситуацией. Если они нуждаются в порицании или воспитательных мерах, мать, которая достаточно надежна, сделает это один на один, без свидетелей. Это помогает избежать чувства стыда, которое является очень деструктивным для детской психики.
Когда детям нужна любовь
Главная потребность детей всех возрастов в любви и принятии. В какие моменты они чувствуют себя нелюбимыми? Когда взрослые сравнивают их с другими, указывая на несовершенство, плохой характер, низкую успеваемость, глупость, невежество. Также, когда все, что делает или говорит ребёнок, подвергается критике, обесцениванию, представляется в невыгодном, смешном или нелепом свете. Дети усваивают, что любовь — это боль и зависимость, когда их сначала наказывают, а потом говорят, что сделали это ради любви, и им так будет легче — жить, общаться, расти.
Ребёнок чувствует любовь через принятие взрослыми его желаний и стремлений, возможность делиться с матерью любой информацией и быть понятым. Также это чувство передается на тактильном уровне — через поцелуи и объятья, ласковые и теплые слова, заботу и нежность.
Любовь можно передавать через общение — когда мать внимательно слушает ребёнка, находится в этот момент с ним, не избегает просьбы поговорить, поддержать, ответить на вопросы.
Мать оставляет время для себя
Возвращаясь к понятию «достаточно хорошей матери», следует заметить, что когда женщина не оставляет времени для себя, ей гораздо сложнее передавать ребёнку теплые чувства, строить с ним общение, принимать безусловно и понимать потребности, потому что у нее отсутствуют внутренние ресурсы.
Оставлять время для себя — это исполнять свои желания, развиваться в профессиональной деятельности, не забывать о личной жизни, спорте, здоровом питании, хобби и увлечениях. Так, женщина, удовлетворяя свои потребности, становится для ребёнка еще более любящей, понимающей и поддерживающей, потому что находится в хорошем расположении духа.
Высокая самооценка, спокойствие, отсутствие тревожности и ясный ум матери являются для него хорошим примером того, каким надо быть и как строить свою жизнь эффективно.