Одним из наиболее интенсивно развивающихся направления арт-терапии на сегодняшний день является драматерапия. Ее еще называют театротерапией, ведь базируется она на искусстве театра. Психология как наука использует в своей деятельности самые разные приемы, позволяющие решать межличностные и внутриличностные проблемы, развивать нужные профессиональные качества, бороться с эмоциональными расстройствами и др.
В чем суть драматерапии как направления в психологии?
Ее родоначальником можно считать Якоба Леви Морено, который в тридцатые-сороковые годы прошлого века создал «Театр спонтанности» в Вене, Нью-Йоркский «Терапевтический театр». Но драма как терапевтическое действо стала возвращаться в культуру еще с конца 19 века и во многом благодаря желанию людей реализовать свой игровой потенциал в современном мире. Сегодня драматерапия как метод психологии помогает людям с отклонениями психики, имеющимися диагнозами, специфическими нарушениями в зрелом возрасте.
Психология личности, изучающая поведение и взаимоотношение людей в социуме, использует драматерапию для ослабления симптомов, смягчения негативных последствий расстройств психики и проблем с адаптацией в социуме у лиц, отбывающих срок в тюрьме, находящихся в изоляции и геронтологических пациентов. Игра на сцене дает человеку свободу и помогает преодолеть собственные ограничения. В мире драмы он может легко делать то, что трудно дается в жизни, то есть изменить привычное поведение и ролевую модель. Надев на себя маску, можно отойти от реальной жизни, поступить по-другому, примерить на себя чужую «шкуру».
Перспектива собственной роли открывает перед человеком огромные возможности. Он больше не чувствует себя загнанным в угол в социальном и психологическом смысле и по-новому реагирует на произошедшее. Таким образом полученный на драматической сцене опыт дает толчок к использованию таких же стратегий в реальной жизни. Драматерапия как метод психологии помогает людям избавиться от проблем и найти свое место в жизни.
Цели драматерапии как метода психологии
К основным целям относят устранение напряженности, развитие креативных качеств, воображения, умения сопереживать. После таких занятий пациенты становятся более уверенными в себе, повышается уровень ответственности, корректируются мысли и стремления. Кроме того, методы психологии, использующие драматерапию, решают и такие задачи:
- повышают взаимодействие в социуме и межличностное понимание;
- помогают приобрести способность к расслаблению;
- позволяют научиться контролировать свои эмоции;
- дают возможность изменить негативное поведение;
- помогают расширить репертуар жизненных сценариев;
- дают возможность приобрести способность действовать спонтанно;
- развивают соображение и сосредоточение;
- укрепляют уверенность в себе, повышают самооценку и внутриличностный интеллект;
- развивают понимание и принятие своих возможностей и ограничений.
Психология личности: виды и техники драматерапии
Психология как наука использует самые разные виды драматерапии. Речь идет о непосредственно самой драматерапии, лечебном театре, анализе снов, драматерапевтических группах поддержки, комедии дель арте, театре средневековья и т.д. Наиболее полно психология личности раскрывается при работе в группе, но драматерапевты проводят и индивидуальные занятия. В своей деятельности они используют следующие техники:
- сценические реверансы и хореографию;
- работу с военным снаряжением и голосом;
- беспредметные и предметные этюды. В последнем случае в работе задействуют символы — бечевку, костыль, оковы, венец, саблю, накидку, клише, посуду и др.;
- пантомиму;
- импровизацию;
- средневековую драму;
- драматическую игру в интерпретации сказок и легенд, древних сказаний, фантазий, сновидений, страхов;
- театр абсурда;
- работу с ростовыми куклами;
- маскарадные шествия;
- уличные театры.
Упражнения драматерапии как составляющей психологии отношений
Как и у всякой драмы у драматерапии имеется определенная аудитория. В этом такие методы психологии схожи с театром, где моделируются различные истории и персонажи, а герои отождествляют себя с нестандартными для них ролями. Но психологию личности можно раскрыть и без обязательных атрибутов — самого здания, занавеса, убранства и грима. Здесь главная цель — сам процесс, то есть создание продукта, а не конечный результат. И, конечно же, драматерапия не склонна предъявлять особых требований к уровню актерского таланта участников.
Существуют самые разные упражнения из области практической психологии на развитие навыков адекватно показывать свои эмоции. Вот некоторые из них:
- «После грозы». Только что отгремела майская гроза и участники аккуратно обходят воображаемые лужи, стараясь не промочить ноги. Но вскоре то один, то другой попадает ногой в воду, что приводит их в неописуемый восторг и вот уже все веселятся и прыгают с такой силой, что попадают под летящие во все стороны брызги;
- «Цветок». Под теплыми лучами солнца, прогревшими землю, зародилась жизнь в попавшем в нее семечке. Вот на поверхности появился росток. Он тянется вверх все выше и выше, а его конец уже украшает цветок. Цветок нежится в лучах солнца, подставляет им свою головку.
- «Кошка готовится к броску». Кошка, гуляющая по улице, увидела стаю голубей и застыла в напряженной позе. Вот она внимательно всматривается в добычу, пригнув тело в земле. Вот готовится к броску, совершая задней частью характерные движения из стороны в сторону. Прыжок.
Эти упражнения, как составляющая практической психологии, больше подходят для занятий с детьми. В группах со взрослыми разыгрывают сцены из жизни, работы и т.д. Причем сам процесс не является «срочным ремонтом» давшей сбой психики. Это тонкая и сопереживательная работа с пациентом, которая, как и физическое выздоровление, требует определенного времени. Но это то, что доставляет человеку огромное удовольствие, не вызывает отторжения и негатива, а потому и приносит свои неизменные положительные плоды.