22.10.2019 1378

Древние египтяне: как родить и воспитать фараона?

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Древний Египет привлекал и продолжает привлекать многих исследователей и просто любителей истории человечества. Величественные постройки, простоявшие тысячелетия и сохранившие множество загадок — вечное напоминание о том, на что способен человек, даже не обладающий современными технологическими возможностями.

Но одно остается неизменным на всем протяжении истории человечества: способ продления рода. Женщины беременели, вынашивали ребенка, рожали его и кормили несколько тысяч лет назад физиологически точно так же, как и современные матери. Но вот то, что окружало мать и дитя, чем сопровождалось материнство и как протекало детство, конечно, разительно отличалось от наших времен.

MedAboutMe рассказывает о том, что удалось узнать ученым из расшифрованных древних папирусов, настенных надписей и фресок, найденных артефактов древнеегипетской цивилизации о беременности, процессе родов и уходе за детьми.

Отношение к матерям и детям

Отношение к матерям и детям

В египетском царстве рождение ребенка было желанным и всегда поощрялось. Здесь детей никогда не выбрасывали и не приносили в жертву, и даже калек старались выходить и сберечь. Бывало также, что египтяне подбирали и выхаживали младенцев, выброшенных представителями других народов, живших в Египте, — греки, например, с ненужными или «неудачными» детьми не церемонились и просто оставляли их погибать в нечистотах.

Египтяне же таких малышей брали в дом. По закону найденыша можно было сделать рабом, но не обязательно. Бездетная пара вполне могла такого ребенка и усыновить, вырастив в любви и заботе. И только в имени оставалось напоминание о том, где малыша нашли: об этом напоминал греческий корень «копро», что означает «кал», «фекалии».

А вообще любая женщина, понесшая в своем чреве ребенка, сразу приобретала более высокий статус, связанный с центральной ролью в мифологии египтян великой богини Исиды — матери бога Гора и супруги Осириса. Правда, Осирису Исида приходилась еще и сестрой, но к близкородственным связям, особенно среди представителей пантеона богов, древние относились совсем иначе, чем мы. Там это было в порядке вещей, и не только у египтян: эллины тоже в этом плане особенной щепетильностью не отличались. Сестра и сестра, что ее теперь, в жены нельзя взять? И брали, ради чистоты династии и сохранения лояльности в роду. Причем не только боги, но и фараоны, среди которых внутрисемейные браки были достаточно обычным делом. Что со временем стало приводить к появлению тяжелых наследственных патологий, но это уже другая история.

Беременным женщинам покровительствовала не только Исида, но и другие боги и богини.

Хнум, бог-гончар, помогал семени отца закрепиться в теле женщины. В те времена считалось, что при соитии отец помещает в тело женщины маленький-маленький скелет будущего ребенка, на который в организме матери нарастают кожа и плоть, образуясь из ее молока и крови. Так вот без помощи Хнума этот первоначальный скелетик в теле матери не закрепился бы.

Беременности и родам помогала богиня Месхенет, которая встречала новорожденного в этом свете и оказывала помощь и роженице, и повитухам. Ее изображали в виде женщины, голову которой украшала матка коровы (странное украшение, но у египтян все боги немного странные и часто пугающие).

При родах женщине помогала также лягушкоголовая богиня Хекет, новорожденным и роженицам покровительствовала Таурт/Туэрис, изображавшаяся в виде беременной бегемотихи, и другие богини. Понятно, что под таким покровительством женщина чувствовала себя причастной к почти божественной тайне рождения.

Новорожденный же воспринимался как существо, побеждающее смерть. Правда, нередко побеждала все-таки она, потому что смертность детей первого года жизни в Египте была почти так же высока, как и в других странах, и порой доходила до 50%. Большей частью это было связано с неподходящей пищей, инфекциями, паразитами. Хотя в папирусах есть описания и других недугов, часть из которых можно соотнести с современными известными болезнями. Но не все заболевания, описанные в источниках, поддаются идентификации.

Ребенок, уход за ним и вскармливание

Новорожденному перерезали пуповину специальным жезлом, сопровождая процесс заклинаниями. Информации о купании детей нет, но можно предположить, что это делалось часто, так как египтяне вообще были привержены к чистоте. При раскопках в жилищах обнаруживают не только отхожие места, но даже примитивный душ с канализацией.

Ребенка пеленали в льняные ткани, потому что лен считался чистой материей — в льняных одеждах ходили и жрецы.

Любая мать старалась максимально поддерживать лактацию, так как было принято кормить детей грудью до трех лет. Причем все это время мать носила ребенка на себе и кормила по требованию. Грудное вскармливание частично уберегало малыша от инфекций и грубой, неподходящей пищи.

Если у матери молока не было, нанимали кормилиц, причем получали они больше, чем лекари, и пользовались большим уважением. В крайних случаях детей пытались выкармливать и молоком животных.

В дворцах фараонов кормилиц могло быть много, как и нянек. Только, в отличие от семей простых египтян, кормилиц для царских детей выбирали из знатных женщин. Они пользовались влиянием при дворе, их дети воспитывались вместе с детьми фараона. Известны случаи, когда фараон потом женился на дочери своей кормилицы.

Но все это было потом. А сначала мать и ее помощницы старались определить, выживет ли ребенок. Для этого существовало много странных способов. Некоторые из них могут быть объяснены с точки зрения современных знаний, другие объяснения не находят.

Так, например, стонущий крик новорожденного может говорить о родовой травме, как и низкий тонус мышц шеи, из-за чего ребенок запрокидывает голову назад, когда его поднимают, держа за ручки.

Но другой способ, описанный в папирусе Эберса, объяснению не поддается. В расшифрованных записях говорится, что ребенок, который будет жить, кричит после рождения «да» (ny), а тот, который не выживет, кричит «нет» (embi).

Еще один странный способ определения жизнеспособности новорожденного — дать ему проглотить растертую в материнском молоке плаценту. Если малыша рвало этой смесью, это означало, что он не жилец на свете, а если плацента оставалась и усваивалась, ребенка считали жизнеспособным.

О недоношенных детях тоже заботились, стараясь выходить их и уберечь от смерти. В ход шли заклинания и магические ритуалы, амулеты из драгоценных и самоцветных камней, которые надевали на шею малышу. Уход за ними вряд ли отличался от того, который получали рожденные в срок.

Лечение матери и ребенка

Лечение матери и ребенка

Больше всего матери боялись прекращения лактации или ухудшения качества молока, потому что это могло привести к «передаче болезни» ребенку. На папирусах найдены рецепты снадобий от мастита, которые вполне могли помогать в лечении.

Например, в двух папирусах описывается средство, со