Родители в шоке: малыш вдруг начал ругаться самыми нехорошими словами, а ведь он еще только посещает детский сад! Воспитатель снова и снова жалуется: ну вот, сегодня опять. Есть, от чего испытать шок, ведь дома взрослые тщательно следят за своим лексиконом. Не нужно нервничать и делать скоропалительные выводы, важно просто контролировать ситуацию.
Родители не виноваты
В течение долгого времени бытовало мнение, что главный источник сквернословия — это семья малыша. Это предположение было логично, ведь именно родители являются главным и самым доверенным источником информации об окружающем мире для любого ребёнка. И именно в той области, которая находится на грани дозволенного, малыш обращается за примером к маме и папе. Но в современной действительности лексический запас и активные знания о пространстве вокруг у ребёнка в значительной мере формируются под воздействием всего окружающего его общества. Если малыш в два года поступает в ясельную группу, он весь день будет проводить с другим детьми и воспитателем, а с родителями— только вечера и выходные. Приоритеты влияния очевидны.
Нецензурные слова малышу скорее сообщат другие дети, обычно это бывают товарищи по играм. В замкнутом коллективе тесное, интенсивное общение неизбежно распространяет по «сарафанному радио» все, что краем уха будет услышано от друга, случайного знакомого, увидено на экране телевизора. Кто-то из детей сказал, другой повторил, третий заинтересовался. Во время прогулки малыш пообщался с другом из другой группы, и информация разошлась еще дальше.
Старший брат подскажет малышу
Нередко маленькие дети перенимают «нехорошие слова» от старших братьев и сестер. Родителям не стоит при этом сразу бросаться с обвинениями к своим детям-школьникам. В общем-то, подобная передача лексики свидетельствует о доверительных отношениях между детьми. Старший брат таким образом проявляет заботу и покровительство — открывает важный секрет взрослых людей.
Пусть родители вспомнят себя в подростковом возрасте — дети среднего и старшего школьного возраста часто начинают употреблять ненормативную лексику не от какой-то особенной распущенности, а из желания казаться взрослыми. Засилие низкопробной агрессивной продукции на телевидении и в прессе уже давно формирует именно такой образ крутого парня в глазах подростка — за словом в карман не полезет, самых резких выражений не испугается. Вот подросший ребёнок и стремится копировать внешнюю оболочку, чтобы показать: он тоже крутой взрослый, ему вот как ругаться можно. И из хорошего отношения часть этой взрослости старший брат может передать младшему.
Родителям стоит провести отдельную беседу со старшим ребёнком, если была обнаружена подобная просветительская деятельность. Запрещать, ругаться и тем более кричать смысла нет — это только спровоцирует подростка на протест. Лучше спокойно озвучить идею о том, что настоящий взрослый — это не тот, кому можно ругаться, а кто может, но понимает, почему этого делать не стоит на каждом шагу. И дальше уместным будет попросить оградить от такой важной информации брата-детсадовца. Уж он-то точно еще не взрослый, несмотря ни на какие слова, значения которых он пока даже не понимает.
Зачем дети ругаются
Итак, практика показывает, что убрать все источники проникновения сквернословия в лексику малыша невозможно. Родителям и воспитателю остается только корректно реагировать на ситуацию. А для этого необходимо понимать, зачем и почему малыш продолжает употреблять нецензурные слова, причем довольно часто не особо таясь от взрослых.
Совсем маленькие дети чаще всего не вкладывают никакого негативного значения в сквернословие — они просто не понимают этого. Бранное слово ничем не отличается от любого другого нового, но оно вызывает яркую эмоциональную реакцию у родителей и воспитателя. Ради этих эмоций малыш и пробует ругаться снова — ну-ка, посмотрим, как будет на этот раз?
Воспитатель сориентирует в решении проблемы
Что же в этой ситуации могут сделать родители и воспитатель? Ответ прост — не давать ребёнку повода для повторения ненормативной лексики снова и снова. Малыш ждет какой-то интересной реакции? Он ее не получит: мама просто скажет, что в нашей семье такие слова не приняты и отвернется, дальнейший словесный поток останется без внимания. Игра в «плохие слова» надоест ребёнку очень скоро — есть гораздо более увлекательные темы для разговора с мамой.
Ребёнок и психологический дискомфорт
Но не всегда ситуация оказывается такой простой. Иногда обилие ненормативных слов в лексике ребёнка слишком велико, и обычным безэмоциональным откликом проблема не решается. Малыш снова и снова ругается, он делает это откровенно, напоказ, в самых провокативных ситуациях. А если воспитатель прибегает к более суровым мерам — ребёнок как будто стремится сделать ситуацию еще хуже.
Это довольно тревожный симптом — значит, малыш находится в сложном психологическом состоянии. Употребляя запрещенную лексику, он может стремиться обратить на себя внимание, которого ему категорически не хватает. Может быть, дома ребёнок не получает той любви и ласки, которые ему необходимы. Негативное внимание — тоже внимание. Раз не получается по-хорошему заполучить общение с мамой и папой, значит, можно пытаться хотя бы так. Также обильное сквернословие может означать, что ребёнку неуютно в детском саду. Вероятно, имеет место конфликт с кем-то из детей или с воспитателем, а может быть, не нравится сама атмосфера в детском коллективе. Логика малыша проста: буду плохо здесь себя вести, и меня вернут домой.
В совместном обсуждении ситуации с воспитателем родители должны попытаться понять, что происходит с ребёнком, почему он так себя ведет. Маленькие дети еще не понимают, что такое распущенность, общаясь в нормальном социуме, они стараются соответствовать позитивному образу ребёнка. Если появилась проблема, значит, ее нужно решать, а не выливать на малыша потоки негатива. В большинстве дошкольных учреждений сейчас присутствует психолог — он может помочь семье преодолеть кризис.