Многие современные дети прекрасно осведомлены о том, что такое деньги и для чего они нужны. Психологи считают, что первоначальные понятия в финансовой сфере формируются у малыша примерно к трем годам. А к началу школьного обучения уже происходит становление и закрепление определенных финансовых привычек.
Однако ни в детском саду, ни в школе целенаправленной работы по воспитанию подобных навыков, как правило, не проводится. Это не считается достаточно важным аспектом в развитии ребёнка со стороны официальной образовательной системы. И это означает, что все усилия по внедрению хотя бы начатков финансовой грамотности ложатся на плечи родителей.
Недооценивать эту сторону детского развития не стоит. Навыки управления финансами в условиях современной жизни являются для детей столь же важными, как и другие — вроде навыков личной безопасности, социализации и т.д. Начинать воспитание можно практически с любого возраста, ориентируясь на примерный уровень трех лет. Но чем раньше начнете — тем лучше будет результат. Вооруженный знаниями и полезными навыками, ваш повзрослевший ребёнок станет здравомыслящим потребителем, разумно относящимся к деньгам, что существенно облегчит ему дальнейшую жизнь.
Что доступно ребёнку в возрасте 3-5 лет
Порой взрослые даже не задумываются о том, что они преподают своим детям уроки денежных отношений. Они вроде бы ведут себя совершенно обычно и совершают привычные действия, но все это является демонстрацией определенного финансового поведения. Малыши любознательны и внимательны, они многое подмечают, и не стоит об этом забывать — например, во время совместного похода по магазинам.
Простой пример. Семья пришла в супермаркет за еженедельными покупками продуктов, а на просьбу ребёнка купить шоколадку, родители заявляют, что у них на это нет денег. Между тем, малыш видит, что тележка наполнена товарами. Причем такими, которые в его представлении, не являются остро необходимыми.
Для ребёнка такая логика непонятна, а родительский отказ может привести к обидам — особенно, если взрослые никак не аргументируют свое поведение. В данной ситуации нужно спокойно объяснить, что главными сегодня являются те покупки, которые позволят наполнить холодильник и кормить вкусными обедами и ужинами всю семью. Так малыш постепенно начнет понимать, что в покупках (расходах) существуют свои приоритеты.
Ранний возраст — прекрасное время для того, чтобы дать ребёнку почувствовать, что такое деньги и какие возможности они дают. Выделите ему, предположим, 100 рублей, пройдите вместе по торговым рядам и покажите, что именно можно купить на такую сумму. Так малыш будет учиться соотносить конкретную денежную купюру и тот товар, который доступен с ее помощью.
Также в этот период можно уже начинать обучение финансовой дисциплине. Дети должны осознать, что иногда для получения желаемой вещи необходимы денежные накопления. Иными словами, некоторые желания не всегда можно удовлетворить немедленно, поскольку для этого нет достаточных финансовых возможностей.
Чтобы принцип стал более наглядным, заведите для малыша копилку (лучше прозрачную, чтобы можно было наблюдать за постепенным приростом монеток).
Понятными словами объясните ему следующие позиции:
- Таким образом он может накопить на заветную машинку или конструктор Лего.
- В копилку можно откладывать деньги, подаренные на день рождения или сэкономленные на покупке сладостей.
- Очень важно поставить для накопительства какую-то конкретную цель.
Для первого раза будет лучше, чтобы желаемая вещь не была очень дорогой: так ребёнок сможет достаточно быстро увидеть реальный результат процесса накопления.
Как действовать, когда дети становятся старше
В возрасте от шести до десяти лет ребёнок уже в состоянии делать свой собственный осмысленный выбор. Он может понять, что количество денег — величина не бесконечная, а следовательно, придется тщательно выбирать между той или иной вещью.
В данный возрастной период родители уже могут в отдельных случаях привлекать ребёнка к принятию некоторых финансовых решений. Например, объясните ему, почему из трех брендов одного и того же яблочного сока вы покупаете именно этот: по вкусу все они одинаковые, но на конкретную марку сегодня действует скидка и, соответственно, за нее можно заплатить меньше. После этого можно предложить ребёнку по тому же принципу самостоятельно выбрать йогурт, желе или крекеры.
Не стоит отказываться и от копилки. Более того, их количество можно удвоить. Одну выделить под накопления для более дорогой покупки в долгосрочной перспективе, а вторую — для текущих расходов (например, на шоколадку, мороженое и т. д.). Так дети начнут осваивать основы финансового планирования.
В этих же целях при совместных походах в магазин обязательно нужно обсуждать с ребёнком ваши покупки. Спросите, обязательно ли покупать этот товар или пока без него можно обойтись? Не против ли он, если за приобретением данного продукта вы пойдете в другой магазин по соседству, где цены ниже? При этом старайтесь понятно и доходчиво обосновывать свою позицию. Так малыш почувствует себя полноправным участником принятия важных для семьи финансовых решений.
Могут ли родители влиять на финансовое поведение подростков?
Подростковый возраст дает уже гораздо больше возможностей для формирования эффективного финансового поведения. Достигнув 11-13 лет, ребёнок в состоянии себя контролировать — свои эмоции, желания, поведение. В том числе ему становятся понятными и доступными принципы экономии, а не только накопительства. Он может более четко выделять финансовые приоритеты.
У детей помладше преобладают сиюминутные желания. Они не думают о будущем, не хотят экономить ради потенциальной выгоды когда-то потом. Убедить их в необходимости подобного поведения довольно сложно. Но чем старше становится ребёнок, тем более рациональным должно стать его поведение, в том числе и в денежной сфере.
У родителей появляется возможность планировать с ним долгосрочные цели, которые касаются уже не только удовольствий, развлечений, сладостей, игрушек. Поднимайте к обсуждению темы, более важные для повседневной жизни. Например, сын хочет заниматься картингом или борьбой, но для семьи это будут значительные траты. Можно предложить ему решить денежный вопрос совместно: часть денег сэкономить на каких-то развлечениях, откладывать немного карманных денег в пользу хобби, отказаться от регулярных, но не обязательных покупок (скажем, фаст-фуда). Тем самым, подросток сможет вместе со взрослыми организовать подходящую финансовую систему для оплаты своего нового увлечения.