Для того, чтобы ребёнок рос здоровым и крепким, необходимо заботиться о его физическом воспитании. Дома этим занимаются родители, а в детском саду — воспитатели. Физическое развитие детей в детском саду: цели, задачи и методы реализации.
Цели и задачи
Главная цель педагогов физической культуры в детском саду — укрепить здоровье ребёнка, привить интерес к спорту, сформировать здоровые привычки.
Существует три основных задачи, которые преследуют педагоги.
- Оздоровительные задачи — это закаливание, развитие координации, выносливости, профилактика плоскостопия.
- Образовательные — обучение самым простым физическим умениям, подвижным играм, формирование интереса ребёнка к спорту.
- Воспитательные задачи — это развитие качеств, которые необходимы в спорте.
Методы реализации
Выполнить все задачи воспитатель может, используя различные методы и приемы. Можно выделить словесный, наглядный и практический метод.
Словесный метод включает объяснение, вопросы к детям, словесную инструкцию, сюжетный рассказ. Воспитатель с помощью этого метода должен донести до ребёнка определенную задачу, объяснить, что надо делать.
Наглядный метод предполагает имитацию, демонстрацию выполнения физических упражнений, использование иллюстраций, музыки, песни, конкретную помощь педагога.
Практический метод помогает закрепить полученные знания на практике. Он включает повторение упражнений с изменениями и без них, проведение соревнований.
На занятиях физкультурой ребята играют, выполняют определенные упражнения для развития координации, ловкости, равновесия, укрепления мышц, улучшения осанки, дыхательные упражнения.
Самые маленькие дети занимаются два раза в неделю, остальные — три раза в неделю. Причем два раза в зале, а один раз на улице. Летом все занятия проводят на воздухе.
Типы занятий:
- Учебно-тренировочное — на подобных занятиях дети развивают навыки и умения, физические качества.
- Сюжетное — построено на определенном сюжете (например, «Животные»), во время занятия у ребёнка вырабатывают определенные умения, воспитывается интерес к физкультуре.
- Игровое — различные формы игр. Основная цель — вызывать интерес к занятиям.
- Тематическое — выбирается один вид спорта или спортивных игр, и занятие посвящается отработке определенных навыков.
- Контрольные — проводятся в конце квартала и необходимы для оценивания подготовленности детей.
Варианты упражнений
Вот самые распространенные упражнения:
- Ходьба обычная, на носках, на пятках, в приседе.
- Дети ходят друг за другом, имитируя движения колес паровоза, на выдохе приговаривают «чух-чух».
- Ходят по кругу, имитируя похлопывание крыльев.
- Стоят прямо, ноги врозь, делают махи руками, приговаривая «тик-так».
- Ноги на ширине плеч, руки внизу, держа мяч в руках. Руки поднимают до уровня груди, вверх, снова до груди и вниз.
- Исходное положение то же. В руках палка. Руки поднимают вверх, правую ногу отставляют назад, потягиваются. Повторяют то же самое для другой ноги.
- Прыгают с небольшой скамейки, мягко приземляясь на полусогнутые ноги.
Все упражнения выполняют с элементами игры. Так ребёнок лучше вовлекается в задачу.