Практически каждый человек чего-то боится, однако далеко не у каждого имеется фобия. У малышей и подростков это состояние встречается гораздо чаще, что связано с особенностями мышления и восприятия окружающего мира. Многие родители недостаточно серьезно относятся к опасениям ребёнка, считая их глупыми и беспочвенными. Малыш замыкается в себе, становится нервным, плаксивым и раздражительным, а подросток может и вовсе свести к минимуму все контакты с близкими. Что же делать в такой ситуации и как правильно помочь ребёнку побороть навязчивые страхи и устранить их причину? Разбирался в этом MedAboutMe.
Что представляет собой фобия?
Фобия в трактовании психиатрии представляет собой патологическую повышенную реакцию на тот или иной раздражитель. Иначе говоря, это навязчивый и упорный страх, который обостряется под действием некоторых факторов или в определенных ситуациях. Все здоровые подростки и дети так или иначе испытывают страх. Это чувство — вполне физиологический ответ на угрожающую жизни или здоровью опасность. Организм мобилизует свои силы для принятия решения «бей или беги», что является совершенно нормальной реакцией. Фобия же, в отличие от обычного страха, имеет выраженную продолжительность, неадекватность и навязчивость. В ее основе зачастую отсутствует рациональный и логичный компонент: именно поэтому многие родители не воспринимают ребёнка всерьез. Известно, что до 5% подростков страдают от фобических расстройств, при этом большую часть из них составляют девочки.
В большинстве случаев принято разделять навязчивые страхи по степени выраженности. Оцениваются изменения эмоционального плана и соматического состояния, а также уровень социальной дезадаптации. Для тяжелых форм недуга характерно развитие паники, когда ребёнок впадает в настоящий первобытный ужас. Нарушается ритм дыхания, учащается сердцебиение, появляется моторное возбуждение. Пациент стремится избегать любых ситуаций, где возможен хотя бы минимальный контакт со стимулом, вызывающим раздражение. Легкая форма характеризуется частичным контролем поведения и отсутствием эмоционального компонента. К примеру, ребёнок может выбирать другой маршрут, чтобы не сталкиваться с объектом страха.
Почему страдает психика: причины развития фобий
На самом деле не стоит считать, что ни одна фобия не имеет под собой реальных оснований. Большинство из них связаны с индивидуальными особенностями сознания ребёнка, его повышенной чувствительность и впечатлительностью. Ни для кого не секрет, что детская психика крайне лабильна, может искажать и гиперболизировать любые вещи. К внешним факторам, влияющим на развитие недуга, относятся:
- особенности воспитания (жестокое отношение к ребёнку, гиперопека, тотальный контроль и повышенная тревожность родителей);
- демонстрация жестокого поведения (когда малыш или подросток видит насилие, террор или убийства в видеоиграх, новостях, телепередачах);
- перенесенный сильный испуг (столкновение с уличными собаками, падение с большой высоты).
Как ведут себя дети, столкнувшись с объектом страха?
Малыши раннего возраста не страдают от навязчивых страхов, что связано с особенностью их психики и отсутствием критического мышления. У дошкольников же именно страхи определяют направление эмоций, поведения и даже развитие некоторых навыков. Дети школьного возраста уже осознают нелепость своих страхов и пытаются бороться с ними. Эмоциональная составляющая фобического расстройства характеризуется выраженной напряженностью, нервозностью, испугом. Малыш может кричать, плакать, убегать от объекта страха, искать помощи у родителей. Более старшие дети и подростки пытаются сдерживать проявления тревоги и не впадать в панику, но стараются всячески избегать ситуаций, когда им придется столкнуться с объектом страха лицом к лицу (включение ночника перед сном при боязни темноты).
Вегетативные реакции на раздражитель включают повышенное потоотделение, увеличение частоты сердечных сокращений, сухость во рту, одышку. В попытках контролировать страх подросток или ребёнок может причинить себе боль (самоповреждения от ногтей или зубов). Дошкольники довольно часто боятся животных (в особенности крупных), мифических персонажей (Бука, зомби). Школьники и подростки испытывают страх перед более реальными вещами: насекомыми, закрытыми пространствами. Также нередко встречаются страхи одиночества, болезни, преступного нападения.
Методы диагностики недуга
Выявить фобию довольно непросто: для этого требуется установление тесного эмоционального контакта между маленьким пациентом и специалистом. Зачастую ребёнок (а в особенности подросток) стесняется своих навязчивых страхов или же считает их не заслуживающими внимания. Обследование маленького пациента проводится с использованием:
- Доверительной беседы
Специалист выясняет у ребёнка, как именно проявляются его страхи, как происходит борьба с ними. Также опытный психотерапевт сможет определить, что стало причиной появления фобического расстройства.
- Методики самоотчета
Некоторые шкалы позволяют оценить степень выраженности страхов и ранжировать их. Также могут быть использованы тесты-рисунки, методики интерпретации жизненных ситуаций. Это позволяет уменьшить напряжение ребёнка и выяснить, как сильно пострадала психика.
Психотерапия и другие способы лечения
В основе лечения лежат психотерапия и поведенческая терапия. После длительной работы с психотерапевтом фобия раскрывается перед ребёнком совсем с другой стороны. Подобно борьбе с боггартом (призраком, который принимал форму того, чего человек боится больше всего на свете) в известной саге про Гарри Поттера, маленькому пациенту рекомендуется высмеять и обесценить свой страх.
Второй важный этап — обучение техникам релаксации. Не всегда удается быстро победить фобическое расстройство: зачастую паника одолевает ребёнка при взаимодействии с пугающим стимулом. В этом случае специалисты рекомендуют подобрать способ внутреннего успокоения. Это может быть счет до 10-ти в обратном порядке, перебирание камушков или брелока в руке. Такая техника позволит ребёнку чувствовать себя более защищенным, сосредоточенным и собранным.
Третий и финальный этап терапии — это помещение юного пациента в стрессовую ситуацию. Изначально стимул делают менее пугающим (игрушечная собачка вместо настоящей), затем постепенно увеличивают его интенсивность (встреча с настоящим псом). Это позволяет ребёнку побороть имеющийся навязчивый страх, столкнувшись с ним лицом к лицу и почувствовав себя сильнее.