Практически каждый в своей жизни сталкивался с детьми, которые буквально не в состоянии усидеть на месте. Они постоянно находятся в движении — бегают, прыгают, пересаживаются с места на место, что-то ищут в маминой сумке, лезут на полки и стеллажи в магазинах.
Даже если родителям удается посадить такого малыша, например, на сиденье в общественном транспорте, он все равно не останавливается в своем хаотичном движении. Он будет болтать ногами, вертеть головой, что-то громко спрашивать у мамы, елозить на сидении, спрыгивать с него и снова садиться, возможно даже петь, пританцовывать или рассказывать стишки. Этакий живой «вечный двигатель».
Детские психологи и педиатры часто сравнивают в этом случае психику ребёнка с машиной без тормозов. Она легко разгоняется до больших скоростей, а вот «затормозить» самостоятельно уже не удается. Именно поэтому такие сверхактивные малыши нуждаются в особом внимании взрослых, их опеке и поддержке.
Признаки гиперактивных детей
Если некоторое время понаблюдать за таким ребёнком во время его привычных занятий, то можно сделать удивительное открытие. Так много двигаясь и постоянно чем-то занимаясь, эти дети на самом деле мало что делают. Если оставить их без контроля со стороны взрослых, то от всей бурной деятельности на выходе не получится никакого практического результата.
Психика ребёнка в этом случае работает на пределе, по особому алгоритму. Даже самое интересное занятие не может захватить его до конца. Как только в поле его зрения появляется что-то другое, малыш мгновенно переключается. Вот он только что увлеченно рисовал в альбоме, а через мгновение уже сидит, уткнувшись в телевизор, а карандаши и альбом с половиной нарисованного кролика валяются в стороне.
Такое поведение детей проявляется как в развлечениях, так и в процессе учебы или, например, домашней уборки. Начать складывать игрушки в ящик, бросить их на полпути и сосредоточиться на уборке одежды, а в итоге оставить разбросанными по комнате и игрушки, и одежду — это привычная для них линия поведения.
При этом непоседы так торопятся приступить к новому занятию, что не всегда контролируют движения своего тела. Устремившись вперед, часто они просто не замечают на своем пути стульев, столов, углов шкафов и даже других малышей. В итоге — вечные синяки и ссадины. А уж на такие пустяки, как растрепанные косички, развязанные шнурки, расстегнутые молнии или застегнутые через одну пуговицы, сверхактивные дети и вовсе не обращают внимания.
Родители также часто замечают, что такие малыши словно «отключаются» во время разговора. Только что вы обсуждали с ним все произошедшее за день в детском саду, а в следующее мгновение ребёнок уже с неподдельным интересом рассматривает полет вороны за окном, не обращая на ваши слова никакого внимания.
Если такое поведение начинает влиять на успеваемость, общение с другими малышами, сопровождается нервными срывами, задержкой развития речи, нарушениями сна, повышенной импульсивностью, то это уже может быть сигналом о том, что с психикой ребёнка серьезные проблемы. Это может быть проявлением синдрома дефицита внимания (или гиперактивности), который нуждается в корректировке со стороны профессиональных психологов.
Как должны реагировать родители
Повышенная активность ребёнка далеко не всегда говорит о том, что пора обращаться к психологам или даже психиатрам. Вполне возможно, что ему просто надо вовремя сбрасывать избыток накопившейся энергии — например, после долгого просмотра фильма в кинотеатре, после занятий в школе или детском саду, после выполнения домашнего задания и т. д.
Такие нюансы вынуждают родителей быть особенно внимательными к поведению своего малыша. К тому же надо понимать, что в наше время решительно продвигается идея пассивного потребления. Сами взрослые предпочитают, чтобы ребёнок спокойно посидел за мультиками у телевизора, за игрой на планшете и т. д.
Если у него от природы достаточно высокий энергетический уровень, то малышу просто негде и некуда сбросить накопившуюся от пассивного времяпровождения энергию. При этом у детей в таком возрасте еще и плохой самоконтроль, а потому невольный выброс энергии порой может выглядеть как проявление гиперактивности.
Между тем для любого ребёнка совершенно естественно время от времени бегать, шуметь, смеяться, громко кричать, куда-то карабкаться и прочими способами проявлять активность. Но вилка возможностей для реализации таких действий при современном образе жизни большинства семей постоянно сужается. И в итоге повышенная активность ребёнка может приобретать уже гипертрофированные размеры, на что взрослые начинают реагировать раздражением и постоянными запретами.
Как защитить психику активного ребёнка
Иногда родители слишком заняты своими делами или озабочены какими-то проблемами, что мешает им адекватно реагировать на всплески детской энергии. Они сердятся, нервничают, кричат на расшалившегося малыша, чья повышенная активность отвлекает взрослых или ставит их в неловкое положение перед окружающими.
Но чем чаще мама или папа будут срываться на ребёнке в момент его повышенной активности, тем хуже будут последствия. С одной стороны, тот будет замыкаться в себе, не чувствуя поддержки со стороны самых родных людей, и просто не понимая, за что на него сердятся. С другой стороны, если постоянно ограничивать активность ребёнка, не разобравшись в ее причинах, то дальнейшая социализация малыша может быть сильно затруднена.
Между тем, чтобы притормозить эту разогнавшуюся машину, достаточно довольно простых приемов, от применения которых психика ребёнка только укрепится. Если речь о малыше, можно просто взять его на руки, посадить на коленки, прижать к себе, тихонько погладить. Такое тактильное внимание со стороны мамы обычно действует на маленького ребёнка достаточно успокаивающе, снимает напряжение и настраивает на расслабленность.
Детям постарше нужно дать возможность свободно активничать на безопасном пространстве, а в конце дня погасить всплеск энергии сытным ужином и теплой ванной.
Постоянные окрики и запреты (не кричать, не бегать, не трогать вещи, не прыгать на сидении и т. д.) действуют лишь на первом этапе. Подобные словесные ограничения родителей достаточно быстро становятся привычными для детского уха и постепенно утрачивают свое воспитательное значение.