Несколько десятилетий назад неврологи серьезно заговорили об особом состоянии детей школьного возраста — синдроме гиперактивности, зачастую сочетающимся с расстройствами внимания и памяти. Сегодня родители все чаще обращаются к специалистам с подобными проблемами, создающими трудности в воспитании ребёнка и его социальной адаптации, школьном обучении. Не до конца выявлены причины подобного состояния и нередко оценка его субъективна, но уже доказано влияние стрессов и нагрузок, особенностей развития и иных факторов.
Новый диагноз у детей или гипердиагностика?
Сегодня гиперактивность, которая зачастую сочетается с дефицитом внимания, в неврологии уже считается диагнозом, и проводятся даже лечебные мероприятия по коррекции данных состояний. Однако не все согласны с тем, что активные и подвижные дети — это плохо, не менее тревожно, когда малыши вялы и неактивны. Поэтому в отношении подобного диагноза у детей споры ведутся не только среди родителей и педагогов, но и врачей. Естественно, есть ситуации, когда подобный диагноз ставится вполне оправдано, и детям нужна коррекция внимания и памяти, а также чрезмерной активности, мешающей им самим. Но есть и ошибочные диагнозы у активных, но совершенно здоровых малышей. Кроме того, некорректно вести речь о подобном в возрасте до 6-7 лет, когда дети проходят период взросления и возрастных кризисов, в период которых их поведение может меняться. Кроме того, важно также учитывать особенности темперамента и систему воспитания ребёнка в семье.
Сегодня синдром, который именуют СДВГ (синдром гиперактивности с наличием дефицита внимания) уже не относится к проблеме только неврологии. Дети с этим состоянием учатся в обычных классах школ, что приводит к проблемам их успеваемости и сложностям в плане дисциплины. Без изменения подхода к воспитанию ребёнка как самими родителями, так и педагогами, у таких детей могут формироваться в дальнейшем проблемы социализации.
Влияние стрессов на формирование диагноза
По мнению ученых, данный синдром формируется в результате нарушений в области ретикулярной формации, особого мозгового отдела, который отвечает за двигательную активность со вниманием. Нет никаких органических расстройств, строение мозгового центра не нарушено, но есть функциональные отклонения в его работе, несогласованность действий. Предполагают роль наследственности, в семье обычно есть люди старшего поколения, у которых в детстве имелись аналогичные проблемы, но не исключены также инфекционные и травматические влияния, а также стресс — физический и эмоциональный. Нередко подобный синдром сочетается у детей с проявлениями неврозов (тики, недержание мочи) и ночными страхами, навязчивостями. Считается, что корень проблемы — дефицит дофамина, медиатора, передающего импульсы к тормозным нейронам. Утяжеляет течение подобного процесса наличие у членов семьи вредных привычек, жесткое воспитание ребёнка или постоянные психологические стрессы. Именно ретикулярная формация страдает от негативных влияний прежде всего, так как она является своего рода фильтра, разделяющего важность информации и действии по степени их важности.
Почему страдает внимание и память?
Если ребёнок переживает острый стресс, либо постоянно подвергается чрезмерным воздействиям негативных факторов, наибольшая нагрузка ложится именно на зону ретикулярной формации. В ней происходит запоминание новых данных, она помогает в процессе обучения, разделяет все полученные данные, сортирует их по степени важности и необходимости немедленного их осмысления и переработки. То есть, за счет нее формируется внимание и память ребёнка, она выделяет из сотни поступающих данных важное и помогает сосредоточению на нем до полного завершения. На фоне СДВГ эта роль ретикулярной формации частично утрачивается, из-за чего страдает внимание и память, а также активность детей, изменяется фильтрация информации по важности и слаженность ее усвоения. В итоге ребёнок не может усвоить поток информации, потому как не может вычленить из нее главное, перескакивая с одного на другое. Соответственно, при снижении внимания и память неизменно ухудшается, ребёнок постоянно перевозбужден и беспокоен, вплоть до раздражительности и агрессии.
Проблема воспитания ребёнка или болезнь?
Зачастую путают наличие у детей СДВГ и особенности воспитания ребёнка, когда ему все позволено и нет никаких рамок и ограничений. Поэтому выставлять диагноз нужно совместно с психологом, а не только при неврологическом обследовании и при наличии типичного поведения. Данный диагноз еще очень новый, и зачастую сами специалисты еще с трудом проводят грань, где это неправильное воспитание ребёнка, а где — проблемы неврологии. Нельзя визуально увидеть проблемы ретикулярной формации, они проявляются функционально, а критерии выставления диагноза до определенного предела субъективны и основаны на мнении и опыте врача. Зачастую проблема — это неверное воспитание ребёнка, когда старшее поколение балует и все позволяет, а родители при этом вводят массу запретов и ограничений.
Роль родителей в определении СДВГ
Зачастую о диагнозе стоит речь тогда, когда родители понимают, что даже при полноценном воспитании и занятиях с ребёнком, при грамотном подходе к организации учебного процесса и всех нюансах поведение малыша и его расторможенность не преодолевается, мешает жизни не только семьи, но и его самого как части социума. Если с ребёнком, который носится ураганом и не дает никому покоя, не хотят общаться и играть, он напрягает других детей и родителей, и сам от этого страдает — тогда это проблема. Поэтому проблема СДВГ особенно остро встает именно в школе, родители слышат замечания учителя о поведении ребёнка и его успеваемости, все это вкупе позволяет сделать вывод о наличии проблем и необходимости их решения. В этом случае самым верным будет поход к психологу, а при подтверждении опасений родителей — к неврологу для лечения.